100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Опубликовано
356 дн. назад

“Ледовый туризм” может приносить доходы, сравнимые с добычей полезных ископаемых.

В первых числах октября, в дни празднования 100-летия Мурманска, в порту региона откроется новый морской вокзал, который станет частью масштабного проекта “Арктическая гавань”. Модернизация портовой инфраструктуры позволит сделать транспортный узел еще более удобным для арктических круизных судов, которые на сегодняшний день отправляются преимущественно из-за рубежа. Ранее глава Совета безопасности России Николай Патрушев заявил о необходимости развивать туризм в арктической зоне (АЗРФ), сказал он это на борту атомного ледокола “50 лет Победы”, где прошла международная встреча представителей государств – членов Арктического совета.

Судно это не только прокладывает сквозь льды дорогу для танкеров, но и доставляет туристов в Арктику. Ледокол приписан в Мурманске и оттуда ежегодно совершает туристические рейсы к Северному полюсу, к Земле Франца-Иосифа – самой северной части суши России. И неслучайно именно на его борту чиновники говорили о развитии в российских северных регионах портовой и дорожной инфраструктуры, которая уже сейчас позволяет Гренландии, Норвегии, Исландии зарабатывать на арктическом туризме. Операторы добавляют в перечень новые гостиницы, а власти субъектов – программу субсидирования межрегиональных перевозок.

По данным Ростуризма, на российскую часть приходится 0,1% общего пассажиропотока морских круизов в Арктику. Путешествие на судах ледового класса позволяет забраться вглубь Северного Ледовитого океана и ближе всего познакомиться с дикой природой. Однако такими экспедиционными турами российские компании практически не занимаются. Отечественные суда на летний период берут в аренду крупные международные игроки, такие как Poseidon Expeditions и Quark Expeditions, и превращают их в круизные лайнеры, формируя международные группы туристов.

В маршрутах значатся Земля Франца-Иосифа и Новая Земля (оба архипелага в Северном Ледовитом океане входят в Архангельскую область), но большинство арктических туров проходит по землям викингов и долинам фьордов. И хотя круизный туризм простирается далеко за пределы территории отдельно взятого государства, наибольшие доходы от него получают страны, которые “везут” туристов и предлагают программы в местах высадки. В обоих случаях Россия – не на первых позициях.

Экспедиционный опыт и финансовая мощь иностранных круизных агентств практически исключают возможность для российских компаний самостоятельно организовывать и продавать на мировом рынке круизы в российской Арктике, заявил заместитель главы Ростуризма Роман Скорый.

В российских туркомпаниях отмечают, что свою роль играет и низкий спрос на внутреннем рынке: заполнить суда только российскими туристами сложно. Во-первых, из-за стоимости продукта, во-вторых, из-за желания многих россиян провести отпуск в теплых странах. На российских туристов приходится порядка 30% туров в Арктику, приводит свою статистику клуб путешествий “Special”. Московская компания предлагает круизы на зафрахтованных российских лайнерах и ледоколах “Капитан Хлебников”, “Академик Шокальский” и “50 лет Победы”. Большинство маршрутов – в Гренландию, Шпицберген, эти страны продаются лучше других, объясняют в компании. Север априори не может быть так же популярен, как юг, соглашаются в компании “Содис”, минимум, раз год россияне стремятся выбраться к теплым морям. Учитывая экономическую ситуацию, у многих не хватает средств на то, чтобы вторую часть отпуска потратить на нетривиальный, а если речь идет об Арктике – куда более дорогой отдых.

Полет на Белое море из Архангельска стоит порядка 150 тыс. руб. на человека, круиз на ледоколе “50 лет Победы” из Мурманска к Земле Франца-Иосифа доходит до 2 млн руб. (за 11 дней). Сравнима цена прогулки на судне “Академик Шокальский” по Северному морскому пути между европейской частью России и Дальним Востоком, но это путешествие займет уже 28 дней. Куда меньше расходов требует знакомство с Арктикой, начинающееся в Исландии, Шпицбергене и Гренландии, средняя цена круиза на 8-14 дней колеблется от 350 до 700 тыс. руб. На эти туры приходится львиная доля предложений российских туристических компаний, которые выкупают пакеты у зарубежных коллег. Операторы объясняют цены более удобной логистикой и наличием туристической инфраструктуры в местах отправки. Несмотря на дороговизну турпродуктов, свой покупатель у них есть.

“В России довольно развит международный туризм, и те, кто уже проехал по традиционным маршрутам, ищут уникальные уголки планеты, к которым относится Арктика. Спросом такие туры пользуются у определенного пласта людей с достатком, которые все видели в жизни и им хочется нового. Приходят и те, для кого Арктика – мечта детства. Клиенты есть, но компанию за счет них “не прокормишь”, к тому же в Арктике из-за географических условий очень короткий сезон – полтора-два месяца”, – рассказали Накануне.RU в туркомпании “Содис”.

В этом году из Мурманска туристы на вертолете могли отправиться на Северный полюс – на ледовую базу “Барнео”. Стоимость трехдневного путешествия – чуть больше 1 млн руб., без учета расходов на полет до Мурманска. Вылет из Шпицбергена обошелся бы намного дешевле, отмечает исполнительный директор “RussiaDiscovery” Юлия Григорьева. Сейчас туркомпании формируют группы в Мурманске из-за того, что договариваться с норвежскими властями после политических разногласий и санкций стало сложнее.

“Региональные власти стали проявлять большой интерес к поддержке арктического туризма, стали проходить тематические форумы. Мы видим планы на Арктику как у коммерческих структур, так и у регионов, поэтому есть надежда на то, что со временем поток туристов пойдет через российские арктические зоны, в том числе на такие далекие и дорогие направления, как полюс или Северный морской путь. Но сейчас можно говорить только о перспективе. Российским субъектам не хватает гостиниц, дорог. Например, Воркута – интереснейший город с историей, но там настолько сложные взаимоотношения между округами, нет подготовленных дорог, пропускной режим, что это очень мешает развитию”, – рассказала Накануне.RU Юлия Григорьева.

Туризм станет одной из тем форума “Арктика: настоящее и будущее”, который в декабре пройдет в Санкт-Петербурге. В апреле этого года при поддержке Ростуризма в Нарьян-Маре уже состоялся первый туристский форум “Доступная Арктика”, на котором операторы и регионы заявили о формировании бренда “Доступная Русская Арктика”.

“Профильные ведомства в субъектах, включенных в Арктическую зону РФ, совместно с представителями бизнеса разработают туристические маршруты разной направленности, продолжительности и стоимости, которые будут включены в программу продвижения бренда “Доступная Арктика” и подчеркнут уникальность каждого региона”, – заявили в Ростуризме.

Проект рассчитан, в первую очередь, на массового туриста, стоимость такого арктического тура не должна превышать 100 тыс. руб. Власти Ненецкого автономного округа начали активно формировать свой туристический бренд три года назад, тогда же был создан Центр арктического туризма. Он может предложить отдых на любой вкус и кошелек: от рыбалки и охоты до недельных сплавов и вертолетных экскурсий на Вайгач. Знакомство с бескрайней тундрой и северными красотами подразумевает и знакомство с местным населением – туристов зачастую можно поселить лишь у коренных жителей. Однако они оказались не готовы открывать “домашние гостиницы”.

“Люди живут своим тесным кругом и не готовы предоставлять услуги по размещению и питанию гостей. Хотя знакомство с бытом, национальная кухня – это то, что всегда интересно. Даже хозяева охотничьих изб, которые находятся на наших маршрутах, не хотят пускать в них пришлых, а местных охотников и рыбаков – пожалуйста. Не готово не только население, но и власти на местах, они тоже не могут организовать такой прием. Наш центр ведет работу с главами, стараемся находить общий зык. Туризм в регионе только-только начал развиваться, местное население еще не привыкло к тому, что сюда приезжают путешественники, которым интересен округ”, – рассказали Накануне.RU в Центре арктического туризма НАО.

На площадке Ростуризма идет формирование дополнений в госпрограмму социально-экономического развития Арктической зоны России до 2020 г. Предложения будут направлены в Минэкономразвития. Говоря о мерах господдержки, необходимых для повышения туристической привлекательности северных территорий, в регионах чаще всего упоминают субсидирование авиаперевозок. Билет в одну сторону до Нарьян-Мара из Москвы стоит 16 тыс. руб., говорят в Ненецком автономном округе.

“Это достаточно серьезная сумма, хотя мы находимся не так далеко от центра России – 2,5 часа – и вы у нас. 30 тыс. руб. за билеты люди не готовы платить, порой тур стоит столько же или дешевле. Если будет что-то сделано в этом плане, то туристов станет больше”, – отмечают в Центре арктического туризма.

К работе должен подключиться не только Ростуризм, но и Минтранс, говорят операторы, так как речь идет и о развитии наземной транспортной инфраструктуры – строительстве дорог, расширении возможностей северных портов. На подобные работы у регионов денег нет, для частного инвестора проект рискованный – поток туристов не такой большой. Современная портово-причальная инфраструктура необходима Архангельской области, отмечают в Ростуризме, в регионе высокие ставки портовых сборов для пассажирских судов. Все это ограничивает возможности транзитных путешествий в российскую Арктику из-за рубежа. Потенциал для развития северного туризма имеют Командорские острова Камчатки, но морской терминал на пункте пропуска через границу в селе Никольском еще не построен.

По данным Ростуризма, в 2014 г. пассажиропоток морских круизов в Арктике составил 1,3 млн человек, высадись они на российской части Арктики – регионы могли бы получить колоссальные доходы. Пример Норвегии, Финляндии, Швеции показывает, что на комфортной для туриста Арктике можно неплохо заработать, но на сегодняшний день доля доходов от путешествий в Арктику в бюджетах российских субъектов – только 1%, и это несмотря на огромный международный интерес.

Туристический сезон на Шпицбергене – то редкое время, когда людей на архипелаге становится больше, чем белых медведей. Наличие инфраструктуры – несколько гостиниц, хостелы, гостевой дом, порт и аэродром – сделало норвежские острова едва ли не самой популярной территорией для туризма. На архипелаге работает центр арктического туризма “Грумант” – подразделение российского государственного треста “Арктикуголь”. Вся инфраструктура в поселках Баренцбурге и Пирамиде с 2011 г. создавалась силами российского треста. Сейчас туризм стал одним из приоритетных направлений деятельности “Арктикугля”. И наиболее прибыльных.

“В России есть концепции и стратегии развития арктических субъектов, но никогда не было пошаговой программы. От слова на региональном и федеральном уровнях пора переходить к конкретным делам, а это, опять же, вопрос пошаговой программы. В туризм должны поверить региональные лидеры, тогда сложно и медленно туризм начнет развиваться. После всего этого необходимы финансы и профессионалы, готовые этим заняться”, – поделился своим мнением с Накануне.RU руководитель ЦАТ “Грумант” Тимофей Рогожин.

Арктический туризм – не массовый, но он занимает устойчивую нишу. Так, на Шпицберген ежегодно приезжает 70 тыс. человек, приводит данные Рогожин.

“Объем финансов, который остается на архипелаге – колоссален и ошеломителен и поэтому здесь туризм продолжает развиваться. Северная Норвегия, Северная Финляндия, Исландия, Гренландия, Аляска, Канада – везде инвестируют в направление. Когда туризм в таких регионах устойчиво развивается, это дает дополнительные рабочие места и финансы внутри регионов, в том числе “кэш”, которого часто не хватает. Если мы говорим о международном туризме без каких-либо препон, то это еще и валюта, которая тоже важна”, – добавляет он.

Для сравнения, национальный парк “Русская Арктика” в Архангельской области за туристический сезон-2016 посетили 954 туриста из 40 стран. В этом году в перечне появилось 10 новых государств: Доминикана, Эстония, Фиджи, Кыргызстан, Ливан, Филиппины, Португалия, Саудовская Аравия, Таиланд, Иран. На первом месте – китайцы (28,2 % от общего числа посетителей) и немцы (17,3%), доля россиян – 5,5%, рассказали в пресс-службе парка.

Для охраняемой природной территории нацпарка в силу статуса строительство аэродромов и гостиниц не так актуально – антропогенное воздействие здесь должно быть минимальным. Но для остальных арктических зон проблема авиасообщения стоит остро. Долететь порой можно лишь до административного центра субъекта, дальше организаторы туров забрасывают небольшие группы вертолетами. Организовать полеты пассажирских судов невозможно – аэродромная сеть в Арктике, существовавшая в советское время, разрушена. Строительство аэродромов планирует начать Минобороны, инфраструктура может быть использована и в гражданских целях. Один из первых аэродромов появится на острове Земля Александры в Архангельской области, прорабатывается вопрос об организации там же таможенного пункта пропуска и использования посадочной площадки для туристических целей.

Интересен иностранцам и массовый арктический туризм: в Ненецкий автономный округ приезжают группы из Таиланда и Китая, идут переговоры с представителями русской диаспоры в ОАЭ о турах для арабов. В Мурманскую область приезжают… иностранцы.

Мурманская область претендует на звание центра арктического туризма: как международного (благодаря Гольфстриму порт Мурманск – единственный незамерзающий арктический порт), так и российского (регион имеет хорошее транспортное сообщение с центральной Россией по суше и воздуху). Ежегодно сюда приезжает около 305 тыс. туристов, порядка 28 тыс. из них – иностранцы, рассказала Накануне.RU начальник отдела развития туризма министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Анна Попова. Наиболее перспективным считается круизный туризм. Естественные глубины позволяют заходить в порт судам с самым большим водоизмещением, поэтому именно в Мурманске решили создать международный транспортно-пересадочный узел с пограничным пунктом. Работы начались в 2012 г., проект стоимостью 461,2 млн руб. получил название “Арктическая гавань” и должен быть завершен к 100-летию Мурманска в конце сентября. Уже сдан пирс дальних линий для приема круизных судов и паромов, продолжается реконструкция морского вокзала, где появится пункт пропуска. На днях ход работ проинспектировал министр транспорта Максим Соколов.

“Все, что мы делаем здесь, мы делаем для развития бизнеса и повышения туристической привлекательности. Сейчас мы уже ведем переговоры, ведь у круизных компаний начинает формироваться сезон 2017 г. Пока подтверждено четыре судозахода в Мурманск, но до начала сезона еще есть время”, – сказал Максим Соколов.

Проект Мурманского морвокзала будет представлен на Всемирном форуме круизных компаний, уже идут переговоры с норвежскими компаниями об организации туров на Шпицберген из Мурманска. Организовать сообщение стало проще, Минтранс включил порт Мурманск в перечень портов, где группам туристов разрешен безвизовый въезд на 72 часа, норма распространяется и на паромное сообщение, оно может быть продлено из Норвегии до Мурманска, рассказала Анна Попова:

“Мы находимся на приграничной территории, Мурманская область – единственный российский субъект, граничащий с Норвегией, по соседству – Финляндия. Поэтому в регионе – стабильно высокий поток въездного туризма, спад был лишь в позапрошлом году из-за политической ситуации”.

Иностранные туристы привыкли к качественному сервису, поэтому в регионе развивают инфраструктуру, в том числе, за счет регионального бюджета. Строительство гондольной дороги в Кировске – главном горнолыжном курорте региона – финансировала областная казна, администрация Кировска, а также частный инвестор:

“Дорога рассматривалась, как якорный проект, вокруг которого будет развиваться остальная инфраструктура: гостиницы, кафе. На данном этапе 57 тыс. туристов приезжают только в Кировск. Проблемы с инфраструктурой есть всегда, но мы над ними работаем, привлекаем инвесторов, показываем интересные продукты, чтобы бизнес смог сориентироваться и вкладывать свои средства”.

Для развития туристской инфраструктуры в условиях Крайнего Севера требуется финансирование, в том числе субсидирование на федеральном уровне, говорят в Ямало-Ненецком автономном округе. На Ямале действует 36 туристских маршрутов, наиболее востребованными остаются сплавы, этнографический, водный, горный и рыболовный виды туризма. По итогам 2015 г. округ стал победителем онлайн-голосования среди посетителей сайта журнала National Geographic Traveler в номинации “Российский туризм”.

“Ключевой для развития внутреннего и въездного туризма на Ямале проблемой является отсутствие доступного круглогодичного транспортного сообщения, высокие тарифы действующих пассажирских перевозок. На рынке внутреннего туризма доля перевозки в стоимости турпакета достигает 70%, что свидетельствует о необходимости развития малобюджетных лоукост-перевозок, субсидирования авиамаршрутов. Высокие издержки хозяйственной деятельности в Арктической зоне (энергоресурсы, тарифы на услуги ЖКХ, продукты питания) являются одной из основных причин высокой стоимости конечного туристского продукта, что делает региональный турпродукт более дорогим в сравнении с аналогичными предложениями на рынке туристских услуг как на внутреннем, так и на международном рынках”, – рассказала Накануне.RU директор департамента молодежной политики и туризма ЯНАО Эльвира Тимергазина.

Ямал привлекает этнографическими турами, компании предлагают пожить в тундре вместе с кочевниками, посетить стойбища, принять участие в дне оленевода. Ежегодно турпоток в регион увеличивается наполовину: 54,4 тыс. туристов в 2014 г., 106,1 тыс. – в 2015 г., только за первое полугодие 2016 г. Ямал посетили 54,4 тыс. туристов. Иностранцев не так много – порядка 3 тыс. человек ежегодно, но это объясняется транспортными сложностями.

Новые возможности для туризма может предоставить порт Сабетта. Строится он для нужд энергетических компаний, но на Ямале считают возможным сделать арктическую гавань отправной точкой для круизов.

“Решение вопроса использования Сабетты в качестве объекта для туристических целей и ЯНАО как отправной точки для круизных туров в Арктику вполне вероятно и может быть рассмотрено в перспективе, в том числе по окончании строительства порта”, – рассказали в департаменте.

На Ямале считают, что механизмы поддержки строительства туристских объектов и работы предприятий туротрасли для арктических регионов необходимо пересмотреть, в том числе в части снижения налогов. При благоприятных условиях число участников туристской отрасли в Арктике повысится вместе с конкурентоспособностью их продукта.

Туризм в Арктике может приносить доходы, сравнимые с добычей полезных ископаемых, заявлял глава Ростуризма Олег Сафонов. Но в России не используется в полной мере отечественный потенциал круизного морского туризма по акватории Севморпути, на Северный полюс, острова в Северном Ледовитом океане (Вайгач, Врангеля, Диксон и другие), считает доктор исторических наук, профессор, главный редактор научного журнала “Арктика и Север” Юрий Лукин:

“Актуально не только строительство атомных ледоколов на отечественных верфях, но и поиск инвестиций, проектирование и постройка самых современных судов усиленного ледового класса для туристского бизнеса, которые можно использовать на морских маршрутах в суровых условиях как Арктики, так и Антарктики в разные времена года”.

И здесь речь идет о работе в рамках госпрограммы развития Арктики. Притом поддержка федерации необходима и для создания условий для туризма по суше – в субъектах АЗРФ.

http://www.nakanune.ru/articles/112113#sthash.MJ0kFj2o.dpuf

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

Все новости Мурманска и Мурманской области >>