100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Опубликовано
2209 дн. назад

О фильмах, снимавшихся в разное время на Кольском полуострове, написано немало. Еще бы, ведь среди них классические «Ночь перед Рождеством» и «Морозко» Александра Роу, «Торпедоносцы» Семена Арановича, «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова. А всего в нашем крае сделано более ста картин.

Столица Заполярья тоже внесла свой вклад в развитие отечественного кинематографа: достаточно вспомнить замечательные ленты «Путь к причалу» или «Случай с Полыниным», снимавшиеся в Мурманске. Но съемки — это только надводная, доступная глазу часть айсберга кино. Остальная работа не столь заметна, но не менее важна. Поэтому, как ни удивительно, есть фильмы без единого мурманского кадра, которые мы с полным правом можем считать своими, местными. Областной центр порой был связан с процессом производства той или иной картины не напрямую, опосредованно. Некоторые из таких незаметных с первого взгляда, неявных, неочевидных связей я и попробую сейчас прояснить.

Как Мурманск стал Одессой

В 1959 году в Москву приехал император Эфиопии Хайле Селассие I. Руководитель страны тех лет Никита Хрущев в рамках культурной программы повел его в цирк, где выступала известная дрессировщица тигров Маргарита Назарова. После представления она принесла в правительственную ложу тигрят. Император и партийный лидер умилились, и Хрущев высказался в том смысле, что вот, мол, такая у нас есть женщина замечательная, такие тигры, а фильма хорошего про нее и про тигров нет. И по всем киностудиям страны был брошен клич: немедленно сделать фильм с Маргаритой Назаровой в главной роли.

Стали искать сценарий. Отклонили несколько вариантов. В одном из них тигры появляются в коммунальной квартире. Это объявили очернительством. В другом колхоз-миллионер при помощи кукурузы достиг такого уровня благосостояния, что труженикам села для полного счастья не хватает только собственного зоопарка, который они и покупают. Это посчитали лакировкой действительности.

«Вот тут-то, — вспоминал автор сценария фильма „Полосатый рейс“ Виктор Конецкий, — совершенно случайно под руку попал я, который уже добрый год не мог закончить сценарий о морских героях, но аванс за который я, ясное дело, давным-давно пропил, и возвращать его было не с чего. Положение для молодого писателя довольно обычное. И тут от безвыходности мне вспомнилось, как мы везли с острова Врангеля в Мурманск через Арктику двух белых медведей. Медведи вылезли из клеток и устроили на пароходе полный тарарам. Никакого оружия на судне не было, а следовало любыми средствами загнать зверей обратно в клетки. Трудность заключалась еще в том, что мы боялись, как бы мишки не попрыгали за борт, на лед, ибо тогда пришлось бы платить за утрату экзотического груза очень большие деньги. В конце концов кому-то пришло в голову применить углекислотные огнетушители. Я рассказал этот эпизод директору студии и уже на следующий день летел в Москву на Цветной бульвар к Маргарите Назаровой и ее тиграм. Сюжет просто не приходилось выдумывать: моряки везут звериный цирк, звери повылезали из клеток, ну а дальше крути что хочешь».

В результате Конецкий с Алексеем Каплером, добавившим в картину любовную линию, написали сценарий, где белые медведи стали тиграми и львами, а Мурманск превратился в Одессу. Так появилась одна из самых любимых зрителями лент советского времени.

Площадка обложена медведями

В конце 50-х — начале 60-х годов получили распространение совместные фильмы, когда одна из советских студий заключала договор на постановку той или иной картины с какой-либо зарубежной кампанией. В числе первых лент, сделанных в формате копродукции, была «Красная палатка» о спасении экспедиции Умберто Нобиле, снятая «Мосфильмом» вместе с итальянской «Видес чинематографика» при участии Великобритании.

«Адрес съемок необычайно широк, — извещала читателей 18 октября 1968 года „Полярная правда“, — в Италии будет отснято 165 метров пленки, во Франции — 100, в Норвегии — 200 и в Арктике (на Шпицбергене и советском Севере) — 2100 метров пленки». Что называется, почувствуйте разницу.

Кинематографисты арендовали у мурманского пароходства дизель-электроход «Объ», которым тогда командовал опытный полярный капитан Олег Воденко, и ледокол «Сибиряков», «загримированный» под спасшего итальянцев в далеком 1928-м «Красина». Мурманск на время производства ленты стал своего рода перевалочной базой. Особенно ярко эта его роль проявилась в августе 1968 года в процессе съемок на Земле Франца-Иосифа. Вот лишь несколько отрывков из дневника Юрия Визбора, сыгравшего в фильме участника экспедиции чеха Бегоунека:

«5 августа. Курс — норд. 200 миль от Мурманска, вокруг туман, видимость полмили… 19 августа. У Григория Гая, Никиты Михалкова и других актеров не очень веселое настроение. Все они „красинцы“, их съемки должны происходить на „игровом“ ледоколе „Сибиряков“, который к нам вышел из Мурманска, но еще находится в трехстах милях, работает в тяжелых льдах, помогая запросившему помощь ледокольному кораблю „Дежнев“… 28 августа. Площадка по-прежнему обложена медведями. В сторону пролива видны уже занесенные снегом торосы, будто здесь никто и никогда не плавал. Поговаривают, что, возможно, придется вызвать из Мурманска самый мощный из имеющихся там ледоколов — „Киев“, а если и он не поможет, то ждать надо декабря, в декабре рубить во льдах взлетно-посадочную полосу для самолетов… 4 сентября… Трое суток бортовой качки. Крена достигают сорока одного градуса. На нас летит все. Капитан меняет курс, чтобы дать команде и пассажирам пообедать. Видели кашалота. Провели вечер встречи с моряками „Сибирякова“. Кончилась пресная вода. Сломали гитару. Пришли в Мурманск».

«Пароходцы» помогали киношникам чем могли: следили за ледовой обстановкой, отгоняли белых медведей. А трещину, которая, согласно сценарию должна была пройти под той самой палаткой, мастерски пробил во льду форштевнем судна капитан Воденко. Премьера фильма состоялась 24 декабря 1969 года в Риме и четыре месяца спустя в Москве. На Западе и в СССР картина шла в разных вариантах монтажа и с разными звуковыми дорожками. В 1972 году «Палатка…» номинировалась на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший англоязычный иностранный фильм». В успех ленты, несомненно, внесли свой вклад и мурманские моряки, помогавшие обеспечивать съемки.

В двух словах

Немало картин, в которых главный город Кольского полуострова присутствует не в виде зафиксированных на пленке улиц и домов, а просто упоминается в диалогах героев. Иногда буквально в двух-трех словах. Вот, к примеру, «мосфильмовская» лента «Зеленый огонек» 1964 года выпуска. Веселый юноша Сергей Никитин устраивается на работу в один из таксомоторных парков столицы, получает на пробу списанный за непригодностью «Москвич» и отправляется в свою первую поездку. Среди прочих пассажиров подвозит он и девушку Иру, окончившую, как вскоре выясняется, мурманское музыкальное училище по классу рояля. Характеризуя Мурманск, Ира говорит, что он «веселый, бесшабашный, ну город-морячок». Всего одной фразой дан, по сути, настоящий портрет заполярной столицы. Причем для времени, когда наш областной центр не только был важнейшим морским и рыбным портом на севере страны, но и входил в число самых динамично развивавшихся ее городов, портрет весьма точный.

— Милый Муха! Папу неожиданно перевели в Мурманск…

Это из пронзительной подростковой мелодрамы Динары Асановой «Не болит голова у дятла», вышедшей в 1974 году и повествующей о семикласснике Севке Мухине по кличке Муха. Он не блистает успехами в школе, но зато страстно мечтает стать ударником, целыми днями барабанит по бог весть как и из какого мусора собранной ударной установке, вслушивается в стук дятла и находит музыку в скрипе железных ворот. Муха влюблен в соседку по парте красавицу Иру, отец которой — военный — срочно убывает вместе с семьей к новому месту службы. И в финале Муха долго бежит за мурманским поездом.

В 1975 году появилась комедия Георгия Данелия «Афоня». В конце картины на сельском аэродроме милиционер подходит к главному герою — слесарю-сантехнику Борщову, блестяще сыгранному Леонидом Куравлевым:

— Ваш билетик, гражданин! (Изучает билет.) В Мурманск хотели лететь, потом в Петрозаводск. Теперь, значит, в Череповец? От кого бежим?
— От себя.
— От себя-то убежать можно, а вот от милиции… (Смотрит паспорт.) Гражданин, пройдемте!
— Да в чем дело-то???
— Паспорт-то не ваш.
— А чей?
— Глядите сюда. (Показывает паспорт.) А теперь сюда! (Показывает зеркало!)
— Ну а если так? (Улыбается.)
— Извините! (Сконфуженно.)

И можно сколько угодно иронизировать по поводу провинциального сельского аэродрома, с которого самолеты улетают и в Мурманск, и в Петрозаводск, но заполярная столица стала неотъемлемой частью классической отечественной ленты. Как, впрочем, и многих других кинокартин, о которых я сейчас написал.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

По материалам Научно-справочной библиотеки ГАМО

http://vmnews.ru/vkurse/2012/11/28/sto-stranits-istorii-k-100-letiyu-murmanska-10

Окончание

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

Все новости Мурманска и Мурманской области >>