A feed could not be found at http://novosti-murmanskoy-oblasti.ru/rss.xml
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: "Голубая лента" во тьме полярной ночи ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Опубликовано
1589 дн. назад

Мурманск за свою вековую историю видел немало знаменитых пароходов и кораблей – “Челюскин”, “Ермак”, “Красин”, “Варяг”, “Чесма”. Были и иностранные, среди них мировая знаменитость – германский пассажирский лайнер “Бремен”, один из самых больших и быстроходных, обладатель приза “Голубая лента Атлантики”. О его заходе в Мурманск в начале второй мировой войны очевидцы упоминали вскользь, о подробностях не распространялись.

О чем не сказал нарком Кузнецов

Осенью 1939 года в Мурманске все явственнее слышалась немецкая речь. С началом второй мировой войны многие германские суда поспешили здесь укрыться – торговые и наливные, к 4 октября в Кольском заливе их насчитывалось четырнадцать. Зашла сюда и яркая знаменитость того времени – обладатель “Голубой ленты Атлантики” пассажирский лайнер “Бремен”. Военно-морской нарком Н. Г. Кузнецов кратко вспомнил о нем в мемуарах: “В те дни в Кольский залив неожиданно зашел немецкий лайнер “Бремен”. Он, как до этого итальянский “Рекс”, носил на трубе голубую ленту – знак превосходства в скорости над всеми пассажирскими судами мира. Дел у “Бремена” в Мурманске не было, его туда загнали, конечно, военные обстоятельства. Как невоенный корабль, он имел право посетить наш порт. Но, постояв некоторое время, “Бремен” столь же неожиданно покинул Мурманск и, воспользовавшись плохой погодой, прорвался в Германию”.

Николай Герасимович был в курсе происходящего в Кольском заливе, с его ведома решались некоторые вопросы, связанные с германскими судами. Даже в главах воспоминаний, не допущенных цензурой в советское время, не печатавшихся при жизни, о “Бремене” нарком не распространялся и о дружбе СССР с Германией в предвоенные годы никаких оценок не давал.

Лайнер “Бремен” работал на линии Гамбург – Нью-Йорк. 1 сентября 1939 года, с началом войны с Польшей, находился в Нью-Йорке. Неожиданно, не спрашивая разрешения властей, без пассажиров и груза “Бремен” покинул порт и растворился в тумане Атлантики. В пути капитан Аренс получил радиосообщение, по его словам, подобное эффекту разорвавшейся бомбы, – Англия и Франция объявили войну Германии. Чтобы избежать встреч с английскими военными кораблями, “Бремен” повернул на север. 4 сентября на “Бремен”, как и на другие германские суда в Северной Атлантике, из штаба ВМФ адмирала Редера был передан шифрованный сигнал “QWA-13”, что означало: “Следовать в Мурманск”. Тем временем германский МИД испросил разрешение у Москвы на заход в советский порт. Маршрут получился такой: Нью-Йорк – Ньюфаундленд – Датский пролив – Нордкап – Мурманск.

Приход в Мурманск

Появление “Бремена” в Мурманске 6 сентября 1939 года вызвало огромный интерес у населения и переполох среди местной номенклатуры. Еще бы! Звезда мирового судостроения! Один из самых быстроходных и комфортабельных пассажирских лайнеров мира. Построен в Бремене в 1929 году специально для побития рекорда, для завоевания “Голубой ленты Атлантики”. В первом же рейсе через Атлантику экипаж “Бремена” во главе с капитаном Цигенбаумом установил рекорд плавания, лайнер прошел маршрут за 4 суток 17 часов 42 минуты с фантастической скоростью 27,9 узла. Прошедшая перед ним “Мавритания” имела результат в 5 суток 1 час и среднерейсовую скорость 25,53 узла. Среди других лайнеров-скороходов отличался новыми технологиями. Длиной 286 метров, шириной 31 метр, валовой вместимостью 51656 регистровых тонн, мог брать на борт до двух тысяч пассажиров. За 600 миль до конечного пункта с катапульты запускался в небо гидросамолет, и почта на побережье доставлялась на сутки раньше.

Лайнер строился в расчете на скорость 28 узлов. Капитан Аренс горделиво рассказывал гостям, что несколько дней назад преследуемый английскими военными кораблями он развил скорость 32 узла. От Нью-Йорка до Мурманска “Бремен” прошел за 6 суток 13 часов 36 минут, преодолев 4045 морских миль, или 7491 километр. И это с учетом петли вокруг Исландии.

Морскую знаменитость в Мурманске встречали сотрудники германского посольства, наркомата иностранных дел, Главного морского штаба. Небольшой группой на катере они добрались до теплохода. В должности переводчика среди них находился Валентин Бережков, 23-летний матрос Тихоокеанского флота, будущий помощник Молотова, переводчик Сталина, известный журналист-международник. Это было первое задание Бережкова, первый шаг в большую дипломатию. Валентин Михайлович вспоминал: “Мы поднялись на главную палубу. Капитан Аренс поблагодарил за предоставленную возможность укрыться в Мурманске, угощал пенистым мюнхенским пивом из бочонка и ароматными сосисками с квашеной капустой. Затем нам устроили экскурсию по судну. Роскошные рестораны, музыкальные салоны, курительные комнаты, плавательный бассейн, закрытые и открытые прогулочные палубы с рядами шезлонгов, площадки для спортивных игр и, наконец, со вкусом обставленные каюты со всеми удобствами – весь этот комфорт говорил об исключительной заботе о путешественниках. Но пассажиров на борту не было. Зато команда состояла почти из тысячи человек. Она оставалась на судне, пока подготавливалась и оформлялась их эвакуация”.

Скандал в Кольском заливе

На “Бремене” находилось 917 членов экипажа и обслуживающего персонала. Большая часть подлежала отправке на родину. Именно для работы с немецкими моряками Н. Г. Кузнецов направил в Мурманск своего представителя капитана 2-го ранга Е. Е. Зайцева и матроса-переводчика В. М. Бережкова, свободно владевшего немецким и английским языками.

Оформление документов не заняло много времени. К отъезду приготовились 850 человек. 18 сентября на причал подали два железнодорожных состава с купированными вагонами, и поезда с небольшим временным интервалом двинулись в Ленинград, где немецким морякам предстояла пересадка.

С небольшой частью экипажа – механиками, машинистами, штурманами – “Бремен” пока оставался в Мурманске. Капитан Аренс уходить не спешил, дожидался полярной ночи. А вскоре случилось событие, вызвавшее международный скандал. 23 октября без лоцмана и пограничного досмотра в Кольский залив пришел американский сухогруз “Сити оф Флинт” под… немецким флагом. Он был захвачен в Атлантике крейсером “Дойчланд”, команда во главе с капитаном Иосифом Гайнардом арестована. Под охраной 18 немецких моряков, вооруженных карабинами, пистолетами и гранатами, приведен в Мурманск. Так запросто, как к себе домой, немцы привели военный трофей в чужой порт. Недовольный глава Наркоминдела В. М. Молотов высказал послу Шуленбургу: “Между гаванями воюющей стороны и нейтральной все же есть разница, которую должны понимать германские моряки”.

Если о “Бремене” советские власти ни словом не обмолвились в печати и на Западе только гадали, куда запропастилась “Голубая лента”, то скрыть появление американца в Мурманске под немецкой охраной оказалось невозможно, радист сумел оповестить эфир. На следующий день все центральные газеты дали такую информацию: “Вечером 23 октября в Кольский залив прибыл грузовой пароход под немецким флагом, без советского лоцмана. В результате досмотра оказалось, что это американский пароход “Сити оф Флинт” водоизмещением 5 тысяч тонн, с направлением из Нью-Йорка в Манчестер, причем пароход оказался задержанным командой немецкого крейсера числом 18 человек, которые и привели пароход в Кольский залив. Немецкая команда считает груз контрабандой (тракторы, зерно, фрукты, кожа, воск и др., всего 3700 тонн). Морские власти Мурманского порта временно задержали пароход и интернировали немецкую команду”.

Разоруженных немцев поместили в помещении клуба ЭПРОНа под портовой охраной. Судьбой их занимались на самом высоком уровне. Выход из щекотливого положения Молотову подсказал посол Шуленбург. Согласно одной из статей Гаагской конвенции 1907 года в военное время суда могли заходить в чужие гавани в случае аварии, нехватки топлива, продовольствия или сдачи пленных. Мол, судно приведено для ремонта. 26 октября ТАСС опубликовало следующее сообщение: “Интернирование немецкой команды парохода “Сити оф Флинт” отменено морским властями Мурманска ввиду того, что, как выяснилось, пароход был введен в порт для ремонта машин”. К слову, Гаагская конвенция не была ратифицирована СССР.

28 октября “Сити оф Флинт” покинул Мурманск. 14 немецких моряков и 4 офицера из экипажа крейсера “Дойчланд” на поезде отправились в родной рейх.

Место отдыха – интерклуб

В Мурманске слышалась и иная иностранная речь, сюда заходили норвежские, датские, голландские, шведские суда. В местном интерклубе всегда было многолюдно и шумно. Там имелся читальный зал с газетами и журналами на английском языке. Но основное развлечение моряков сводилось к выпивке и танцам, нередко заканчивающимся потасовками. Драчунов разнимал дежуривший у интерклуба флотский патруль. Между тем моряки с “Бремена” и других немецких судов интерклуб не посещали, на берег ездили только официальные лица. Не желали гулять и экипажи английских судов, что объяснимо – все-таки воюющие стороны, капитаны старались избегать конфликтов.

С наступлением полярной ночи германские суда поодиночке ушли на родину. 6 декабря после трехмесячной стоянки исчез в океанских просторах и “Бремен”, вернулся в родной Бременхафен. Чтобы сохранить секретность ухода лайнера из Мурманска, портовые власти на три дня задержали отход судов других государств. Через год капитан Адольф Аренс издал воспоминания “Победное плавание “Бремена”. Лайнер хотели переоборудовать во вспомогательный крейсер, переоборудовали в плавказарму, которая в марте 1941 года сгорела от неосторожного огня, а что осталось, пустили на металлолом. Мировая печать трижды хоронила “Бремен”, а германское информационное бюро передавало опровержения. Со ссылкой на Берлин их печатали советские газеты, не упоминая при этом о длительной стоянке “Бремена” в Мурманске.

Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ, член Союза писателей России.

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2014/07/12/-golubaa-lenta-vo-t-me-polarnoj-noci

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>