100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Опубликовано
2286 дн. назад

— Что творят, дармоеды! Посыпать-то кто будет?! Безответственность какая! Ой, держите меня!

Старушка в пальто и очаровательной шляпке по моде пятидесятых поправила кокетливо выбившийся локон, осторожно ступила на вышарканный множеством ног до прозрачной синевы лед и неожиданно бойко засеменила по остановке к подъехавшему трамваю. С реки, обгоняя автомобили, дул резкий ветер, подходил к концу короткий зимний день и параллельные прямые рельсов тянулись вдали друг к другу, как несчастные влюбленные, которым по злой прихоти судьбы никогда не быть вместе. Держа наперевес сумку, откуда воинственно торчало не по сезону зеленое перышко лука, и, продолжая костерить нерадивых коммунальщиков, старушка бодро вскочила на подножку. Лязгнули двери, и вагон, погрохатывая и позванивая, двинулся вперед.

Город, которого нет

Этот эпизод я воочию наблюдал в Архангельске в самом конце минувшего века. Наблюдал, признаюсь, не только с сочувствием к пожилой женщине, но и с некоторой завистью: мол, везет же людям — какой у них транспорт есть. Романтика! А потом выяснил, что самый северный в мире трамвай вполне мог появиться не в городе на Северной Двине, а у нас в Мурманске…

“План линии электрического трамвая в гор. Мурманске намечен так, чтобы удовлетворить двум основным требованиям:
а) соединить между собой главнейшие центры городской жизни,
б) образовать сеть такой густоты, чтобы расстояние от любого квартала до линии трамвая было по возможности не более 250 сажен, т. е. 5-7 минут ходьбы”.

Передо мной картонная папка с тесемками и металлической окантовкой по углам. Надпись “Эскизный проект электрического трамвая в г. Мурманске. Май 1918 г.”. Клеймо “Писчебумажный магазин А. Ю. Теуфель. Киев”. Внутри стопка листов. Пожелтевшая бумага, алфавит с ерами и ятями, множество графиков и чертежей. Вчитываюсь.

“Линия № 1. Вокзал — Думский проспект — Жилой район… длина 3,52 версты. Линия эта обслуживает важнейшие районы города — торговый, административный и восточную часть жилого района, пересекая город по диаметру в направлении от С-З к Ю-В. В частности, она проходит по Вокзальной площади, по Беломорской площади, где предполагается расположить банки, мимо гостиного двора и затем кратчайшим путем поднимается из торгового района в административный, на Думский проспект, проходя около зданий важнейших правительственных и городских учреждений”.

Это был город, который так никогда и не построили. Он погиб, не успев родиться, был, как Помпеи, залит раскаленной лавой гражданской войны, засыпан пеплом сгоревших в кратере революционного вулкана человеческих жизней. Сегодня мы подобно археологам по крупицам восстанавливаем его возможный облик. А какие люди задумывали его! Автором проекта был Павел Алешин — один из виднейших архитекторов того времени, создатель десятка шедевров, воплощенных в стиле модерна и конструктивизма, впоследствии академик и прижизненный классик.

В протоколе заседания межведомственного совещания, состоявшегося 5 октября 1917 года и посвященного застройке Мурманска, указано: “П. Ф. Алешин представил совещанию составленный им в общих чертах план… Мурманска… Далее П. Ф. Алешин пояснил, что в настоящее время в связи с новым проектом плана происходит работа по нанесению улиц в натуре, разбивок кварталов и отведению срочно мест тем учреждениям и лицам, коим по обстоятельствам данного момента это необходимо. Таким образом, отводятся участки для церкви, Английскому консулу, Французской Военной Миссии, Почтово-Телеграфному ведомству, казначейству, Государственному Банку, для костела, переселенцам с линии железной дороги и т. п.”.

Позже опыт проектирования Мурманска был использован Алешиным во время его практической деятельности на посту киевского городского архитектора и в процессе проектирования соцгорода “Новый Харьков”. Но это потом, а в ту пору Мурманск планировалось сделать современным европейским портом. Одним из признаков коммунального благополучия нового поселения, по которому можно судить о высоком уровне городского благоустройства, своего рода символом цивилизации и технического прогресса, должен был стать трамвай.

Трамвай, оставшийся в мечтах

“Линия № 2 — Портовая улица — База — Халдеевский виадук… длина 4,00 версты. Эта линия пересекает город по другому диаметру, от севера к Ю-З, обслуживая последовательно районы — рабочий и портовый, торговый, Морскую Базу, западную часть Жилого района и оканчиваясь у Халдеевского района. Местности эти (за исключением центра торгового района) не входят в сферу влияния линии № 1 и представляются более или менее однородными в отношении возможной интенсивности движения”.

“Отцом” заполярного трамвая стал соавтор Павла Алешина в проектировке Мурманска профессор Григорий Дубелир. Ученый мирового уровня, изумительно талантливый человек, выдвинувший идею адаптации планировки городов к перспективным транспортным реалиям в связи с наступлением века автомобилизации, Григорий Дмитриевич с увлечением взялся за дело. К тому времени в его творческом багаже уже был проект строительства метрополитена в Москве, руководство сооружением первой в Российской империи электрической железной дороги, связывающей польский город Лодзь с его пригородами Згерж и Пабианице, попытка создать трамвай в Минске, статьи “Устройство и ремонт пути русских трамваев”, “Городские электрические трамваи”, “Планировка городов и устройство сети трамваев в их взаимной связи”. Он вникал в детали, старался учесть все возможные маршруты, вплоть до ответвлений к спортивному полю и кладбищу, продумывал каждую мелочь, пытался заглянуть в будущее недавно основанного на севере страны незамерзающего порта.

В целом трамвайные пути должны были, по его словам, представлять собой центральное кольцо “с шестью ответвлениями. Эти ответвления при помощи кольца могут быть соединены между собой любым способом, образуя диаметральные маршруты. Возможность изменять маршруты представляется в данном случае особенно важной, так как нельзя точно предвидеть, какие части города будут фактически развиваться раньше, какие позднее и как в зависимости от этого будет изменяться потребность в направлениях движения”.

Трамвайный парк новорожденного города на берегу Кольского залива планировалось составить из восьми вагонов. Они должны были ходить по линиям с интервалом 10-11 минут, что соответствовало ожидаемому количеству пассажиров. Движение предполагалось начинать в 7.30 утра и заканчивать в 11.30 вечера.

“Предполагая, что в первое десятилетие число жителей в Мурманске будет не более 30000 и определяя вероятное число поездок на жителя до 40 в год, — писал Дубелир, — получим ожидаемое число пассажиров… 1200000 в год… В будущем, к концу первого 30-летия, когда, как предполагается, число жителей в Мурманске дойдет до 50000, а число поездок на жителя возрастет до 50-60 в год, число пассажиров может возрасти до 2,5-3,0 миллионов в год”.

Так и видишь: город, стынущий во мраке полярной ночи, одинокие пассажиры в тулупах и валенках, вагон, озаренный изнутри по-домашнему уютным светом и движущийся со скоростью не более 25 верст в час, суровый кондуктор, кулаком грозящий мальчишкам-безбилетникам. Город, которого нет. Трамвай, оставшийся в мечтах.

Интересный исторический материал

Реалии жизни оказались иными. Мурманск рос и развивался быстрее, чем предполагал Дубелир. Уже к 1939 году — через 23 года после основания — население заполярной столицы составляло 119 тысяч человек. Иной масштаб, иные перспективы, иные требования к транспорту. Да и сам Григорий Дмитриевич, не успевший уехать после большевистского переворота, будучи человеком чрезвычайно осторожным, переключился с градостроительства и электротранспорта на расчет прочности дорожных одежд для передвижения тяжелой военной техники. Это позволило ему прижиться в СССР, сохранить профессорское звание и место на кафедре, но не уберегло от гибели во время войны. В 1942 году он умер от истощения в узбекском городе Янгиюль.

Что же касается проекта мурманского трамвая — в числе других старых бумаг он достался “в наследство” объединению “Мурманрыба”. В 1951 году его “как интересный исторический материал” передали в облисполком, откуда он попал в Государственный архив Мурманской области, где и хранится по сей день.

Впрочем, хотя задуманному профессором Дубелиром заполярному электротранспорту так и не суждено было появиться, в Мурманске первых лет существования имелось другое сооружение, заслужившее прозвище “мурманского трамвая”. Об этом, однако, в следующий раз.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
План предоставлен Научно-справочной библиотекой Государственного архива Мурманской области

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2012/11/14/murmanskie-pompei

Больше информации о: , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

  • Мурманский УФСИН приглашает на Единый кадровый день:

    24 февраля 2019 года с 11:00 до 12:00 в административном здании УФСИН России по Мурманской области (г. Мурманск, ул. Папанина, д.17) пройдёт Единый кадровый день для кандидатов, принимаемых на службу в уголовно-исполнительную систему, а также для желающих обучаться в ведомственных вузах ФСИН России.

  • Сборная мурманского УФСИН играет в «КВН в погонах»:

    Состязание для весёлых и находчивых сотрудников силовых структур пройдёт в областном Дворце культуры и народного творчества им. С.М. Кирова 16 февраля в 15:00 (г. Мурманск, ул. Пушкинская 3, Зрительный зал).

  • В мурманском следственном изоляторе прошло занятие по безопасности дорожного движения:

    С сотрудниками мурманского СИЗО-1 проведено профилактическое занятие, во время которого детально рассматривались актуальные проблемы безопасности на дорогах Мурманска и области в целом.

  • Сотрудники ИК-18 предотвратили доставку в колонию запрещенных веществ:

    Сотрудники мурмашинской исправительной колонии строгого режима №18 при досмотре почтовой посылки, поступившей на имя одного из осуждённых, обнаружили внутри почтового отправления запрещенные вложения.

  • Учащиеся вечерних школ при учреждениях УФСИН сдали итоговое собеседование по русскому языку:

    Девятиклассники вечерней школы и её филиалов при колониях и следственных изоляторах Мурманской области вместе со всеми учениками России сдавали итоговое собеседование по русскому языку, которое с текущего учебного года является обязательным.

  • Члены региональной комиссии по помилованию посетили КП-24 и ИК-16:

    Представители комиссии по вопросам помилования в Мурманской области Сергей Паутов, отец Роман (Новрузов) и Борис Чернов осуществили рабочий выезд в колонию-поселение №24 города Оленегорска.

  • Команда ревдинской колонии удержала титул самых весёлых и находчивых:

    В Культурно-спортивном центре посёлка Ревда состоялся ежегодный юмористический фестиваль «КВН УИС», в котором участвовали сотрудники учреждений УФСИН России по Мурманской области.

  • На базе отдела по конвоированию прошли пожарно-тактические занятия:

    В отделе по конвоированию УФСИН России по Мурманской области прошли плановые многодневные пожарно-тактические занятия по тушению условного пожара на складе горюче-смазочных материалов учреждения.

  • База материально-технического и военного снабжения УФСИН отметила дату своего создания:

    В подразделении УФСИН России по Мурманской области «База материально-технического и военного снабжения» состоялось торжественное собрание личного состава в честь Дня образования учреждения.

  • В подразделениях УФСИН прошел День открытых дверей:

    Отдел специального назначения «Айсберг» и отдел по конвоированию УФСИН России по Мурманской области посетили учащиеся 10 и 11 классов Североморского кадетского корпуса.

  • Сотрудники УФСИН успешно выступили на лыжных гонках:

    На Апатитском лыжном стадионе ФСК «Атлет» состоялись открытые городские соревнования в рамках Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России-2019». Более 100 сильнейших лыжников города преодолевали классическим стилем дистанцию 2019 м (VIP-гонка), а также 3, 5 и 10 км в зависимости от возрастной группы.

  • Состоялась рабочая встреча начальника УФСИН России по Мурманской области Дмитрия Тарасова и Главы администрации города Мурманск Андрея Сысоева:

    В совещании также приняли участие заместители Главы города, руководитель управления дорожного хозяйства, руководство всех округов Мурманска.

  • Начальник УФСИН России по Мурманской области ответил на вопросы мурманчан:

    Начальник регионального пенитенциарного ведомства Дмитрий Тарасов совместно с председателем Общественного совета при УФСИН Николаем Богдановым ответили на звонки граждан во время прямой телефонной линии.

  • Начальник УФСИН России по Мурманской области поздравил личный состав с 78-летием со дня образования заполярного ведомства:

    В Управлении регионального пенитенциарного ведомства состоялось торжественное собрание, посвященное 78-летию со дня образования УФСИН России по Мурманской области.

  • Сотрудники УФСИН провели профилактическое занятие с молодыми сотрудниками службы судебных приставов:

    В рамках межведомственного взаимодействия мурманский следственный изолятор №1 посетили молодые сотрудники службы судебных приставов, стаж работы которых составляет менее года.

  • Сегодня УФСИН России по Мурманской области отмечает день образования:

    Именно 7 февраля 1941 года считается датой образования региональной УИС, когда 78 лет назад было создано Управление исполнения наказаний по Мурманской области.


  • Прямая телефонная линия с начальником УФСИН:

    07 февраля 2019 года состоится прямая телефонная линия с начальником УФСИН России по Мурманской области полковником внутренней службы Тарасовым Дмитрием Анатольевичем. В прямой линии также примет участие председатель Общественного совета при УФСИН Богданов Николай Николаевич.

  • Сотрудники апатитского следственного изолятора агитировали молодёжь поступать в вузы ФСИН России:

    Сотрудники группы кадров и работы с личным составом апатитского следственного изолятора №2 УФСИН России посетили общеобразовательную школу №5 города Кировска и рассказали старшеклассникам о возможности после окончания школы продолжить обучение в ведомственных вузах ФСИН России.  

  • В Ревде пройдут игры КВН среди учреждений УФСИН России по Мурманской области:

    8 января 2019 года в 15.00 в Культурно-спортивном центре посёлка Ревда состоится ежегодный КВН среди учреждений и подразделений уголовно-исполнительной системы Мурманской области «140 - это срок».

  • О работе кинологов УФСИН в эфире «Большого радио»:

    7 февраля 2019 года с 9.30 до 10.00 представители кинологической службы УФСИН России по Мурманской области станут гостями программы «Точка зрения» на «Большом радио» (106.9 FM).

  • Подписано соглашение о сотрудничестве УФСИН и Торгово-промышленной палаты Мурманской области:

    Начальник УФСИН России по Мурманской области Дмитрий Тарасов и Президент Союза «Торгово-промышленная палата»/Северная/ Сергей Плисов подписали соглашение о сотрудничестве.

  • Состоялось рабочее совещание представителей УФСИН России по Мурманской области и АО «Мурманский морской торговый порт»:

    Повесткой дня встречи стало обсуждение вопросов взаимодействия двух организаций в производственной сфере.

  • Сотрудник УФСИН провёл с судебными приставами профилактическое занятие:

    Сотрудник инспекции по личному составу и противодействия коррупции УФСИН России по Мурманской области в рамках служебной подготовки государственных гражданских служащих регионального Управления службы судебных приставов провёл с ними занятие по профилактике совершения коррупционных правонарушений.

  • Психолог УФСИН приняла участие в проведении областного семинара-практикума по работе с трудными детьми:

    В Мурманске на базе учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» прошел семинар «Технологии организации работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета».

  • Начальник ОСН «Айсберг» принял участие в проведении турнира по рукопашному бою:

    В Центральном Дворце спорта Мурманска прошло первенство города по рукопашному бою, организованное мурманской Федерацией этого зрелищного вида единоборств при поддержке горспорткомитета.

  • На занятии по служебной подготовке говорили о безопасности дорожного движения:

    В целях пропаганды безопасности дорожного движения среди личного состава в УФСИН России по Мурманской области была приглашена инспектор регионального ГИБДД, которая провела профилактическое занятие с сотрудниками управления пенитенциарного ведомства.

  • В Мурманской области работает диспетчерская служба для инвалидов по слуху:

    В Мурманской области в рамках государственной программы Мурманской области «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы на базе Мурманского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» работает диспетчерская служба для инвалидов по слуху.

  • Сотрудники ИК-23 поговорили с мончегорскими школьниками о выборе будущей профессии:

    Сотрудники ревдинской исправительной колонии строгого режима №23 посетили среднюю общеобразовательную школу № 8 города Мончегорска, где провели для учащихся профориентационное занятие о поступлении в вузы ФСИН России.

  • Сотрудники отдела собственной безопасности УФСИН России по Мурманской области выявили факт участия сотрудника колонии в противоправной деятельности коррупционной направленности:

    В ходе осуществления комплекса оперативно-разыскных мероприятий, проводимых оперативными подразделениями УФСИН России по Мурманской области совместно с УЭБиПК УМВД, был выявлен сотрудник ФКУ ИК-17, причастный к противоправной деятельности коррупционной направленности.

  • В окрестностях Мурманска прошёл выездной семинар-тренинг проекта «Я - родитель! Перезагрузка»:

    В живописных местах базы отдыха «Лесная» для семей с детьми проекта «Вместе с мамой» был организован выездной семинар-тренинг «Моя семья – мое богатство». Мероприятие состоялось в рамках проекта «Я – родитель! Перезагрузка», реализуемого УФСИН России по Мурманской области с Социальным центром – SOS Мурманск благодаря поддержке Фонда президентских грантов.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>