A feed could not be found at http://51rus.org/yandex/news.xml
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Крылатые союзники. Операция "Бенедикт" ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Опубликовано
1158 дн. назад

Да ему памятник надо в Мурманске поставить!” – так считает Юрий Рыбин – историк, известный исследователь боевых действий в небе Кольского Заполярья в период Великой Отечественной. Речь не о человеке – о самолете – английском истребителе “харрикейн”. Не лучшем, не самом на тот момент современном, но очень нас выручившем в 1941-42-м, в самое тяжелое, страшное, смертное время – и для Мурманска, и для всей страны.

Действительно, роль “харрикейна” в битве за Мурманск и Кировскую железную дорогу трудно переоценить. Он нас действительно выручил. На период начала войны, учитывая недостаточную квалификацию советских летчиков и проблемы с техническим обеспечением аэродромов, этот самолет стал настоящей находкой.

— “Аэрокобра” сложнее в пилотировании, а “киттихаук” – в эксплуатации, – рассказывал мне несколько лет назад Рыбин. – У последнего движок был сложный. Хотя вполне возможно, что наши просто не умели им пользоваться. Вот американец Клэр Ли Ченнолт в книге “Путь бойца” с восторгом отзывается о двигателе “киттихаука“…

Конечно, заслуги британской боевой машины безусловны, но вот насчет памятника я бы чуть-чуть поспорил. Уверен, не только и не столько железному нашему союзнику это должен быть памятник, но людям, которые делали это железо живым, – английским и русским летчикам, защищавшим небо над Мурманом. Да-да, появление знаменитых, воспетых Константином Симоновым британских асов на Кольском Севере в первую очередь связано с “харрикейнами”.

Операция “Бенедикт” – так окрестили сами британцы деятельность у нас 151-го авиакрыла английских ВВС.

— Их главная задача здесь – научить советских летчиков летать на “харрикейнах”, о чем мы, говоря об англичанах, их боевой работе у нас (она, к слову, длилась недолго – чуть больше месяца), не всегда вспоминаем… – сетует историк.

Кстати, по словам Рыбина, первые три боя в кольском небе английские летчики вели и с немцами, и с нашими.

— Да они просто не знали, как выглядят наши самолеты! – разводит руками Юрий Валентинович. – Прибыли на пустой аэродром Ваенга-1, наши самолеты сафоновского полка базировались на другом, на Ваенге-2, в нынешнем Малом Сафонове… Когда читаешь в воспоминаниях английского пилота: “Я атаковал маленький пузатый самолет” – понимаешь, что, скорее всего, атаке подвергся наш И-16. В свою очередь, и советские летчики в тот момент не совсем правильно разобрались в обстановке в воздухе и, по всей видимости, атаковали один из “харрикейнов”, приняв его за вражеский одномоторный бомбардировщик Ju-87.

Но обо всем по порядку.

151-е авиакрыло было создано специально для действий в Советском Союзе, состояло из двух эскадрилий: 81-й и 134-й, которые возглавляли майоры Рук и Миллер. Всего около 550 человек, из них 30 летчиков, до сотни офицеров управления, техников и других авиационных специалистов; кроме того, почти 400 человек обслуживающего персонала – медиков, переводчиков, шоферов, поваров. А командовал всем этим воинством подполковник Рамсботтом-Ишервуд. Личность, без преувеличения, легендарная, но о нем чуть позже.

Первый “харрикейн” сел на аэродроме Ваенга-1 7 сентября 1941 года. Как считает Рыбин, скорее всего, им управлял командир 134-й эскадрильи майор Миллер. И он, и его товарищи взлетали с авианосца “Аргус”, доставившего к нам в составе первого союзного конвоя двадцать четыре “харрикейна”.

Несмотря на плотный туман в море, все англичане достигли цели без потерь. Правда, повредили шасси, и на посадке на нашем аэродроме не обошлось без аварий. Впрочем, поврежденные самолеты очень быстро вернулись в строй.

Как отмечает Юрий Рыбин, советская сторона знала о прибытии союзников и с надлежащим тщанием готовилась к встрече. Уже на следующий день командующий авиацией СФ генерал-майор Александр Алексеевич Кузнецов дал прием и концерт для английских офицеров. С нашей стороны на встречу с союзниками были приглашены лучшие летчики-офицеры 72-го, сафоновского смешанного авиационного полка североморских ВВС.

Любопытно отметить, что еще за месяц до прибытия английских летчиков штаб СФ получил указания, как должны себя вести наши военнослужащие с новыми союзниками. Вот что писал об этом позже один из партработников штаба ВВС флота Александр Федорович:

“Меня ознакомили с содержанием директивы, где было сказано, что в случае прибытия союзников в Ваенгу, Мурманск, Полярное необходимо показать такт вежливости, не увлекаться их успехами, не умалять наши достоинства. Союзникам можно показать кинокартины “Александр Невский”, “Шел солдат с фронта”, “Всадники”, “Профессор Момлок”, “Семья Опенгейм”, “Болотные солдаты”, “Борьба продолжается”, “Если завтра война”, “Танкисты”. Меня предупредили, что на аэродроме Ваенга-1 будут базироваться только бомбардировщики и английские самолеты “харрикейн” (все эскадрильи истребителей МиГ-3, И-16, И-153 и И-15бис 72-го САП временно перебазировали на аэродром Ваенга-2). Я несу ответственность за все состояние общественной и политической работы, за высокий патриотизм…”.

На следующий день после этого официального приема, где столы ломились от спиртного и всяческих кушаний (даже красная икра имелась!), англичане оказались небоеспособными – к завтраку смогли выйти лишь несколько. Остальные до конца дня не смогли и с постели встать.

Еще 30 августа в пяти милях от Архангельска бросили якорь несколько британских судов, которые доставили в СССР другую часть первой партии “харрикейнов” – шестнадцать самолетов, но в разобранном виде.

Из Архангельска летчиков британского авиасоединения разными путями доставили в Ваенгу: 2 сентября на двух транспортных самолетах “дуглас” была вывезена часть специалистов, которая обеспечила прием “харрикейнов”, вылетавших с авианосца “Аргус”. Интересно, что при перелете один из “дугласов” столкнулся с вражескими истребителями и был вынужден вернуться. В Ваенгу его пассажиры перелетели лишь на следующий день. Большая же часть участников операции “Бенедикт” во главе с командиром авиакрыла преодолела этот непростой путь по морю на двух английских эсминцах. Остальные участники спецоперации добирались до Ваенги по железной дороге.

Дмитрий КОРЖОВ, член Союза писателей России.

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2014/07/25/krylatye-souzniki-operacia-benedikt

Больше информации о: , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>