100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Первые блины мурманского судостроя

Опубликовано
2533 дн. назад

Многие мурманчане еще помнят нашу судоверфь – большое предприятие, насчитывающее до 10 тысяч работающих. Но помнится мурманчанам и то, что эта верфь, несмотря на “судостроительность” своего названия, вовсе не строила, а лишь ремонтировала суда разных типов.

Такой застал ее и я, поселившись в Мурманске в 1966 году. Но такой она была далеко не всегда. Есть у нее – и у нас с вами – своя история судостроения. Интересная и значительная.

Шнятники

До возникновения Мурманска самым распространенным рыболовным судном мурманского океанического берега была шняка – тяжелая беспалубная лодка из толстых сосновых досок, сшитых можжевеловой вицей или тонкими веревками. Лодки эти, длиной 11-12 метров, оснащенные тремя парами весел и одним прямоугольным рейковым парусом, рассчитаны были на артель из четырех человек. Шняки выдерживали удары о камни и служили долго, до 18-20 лет. И лучшими строителями шняк издавна считались кольские мастера. За колянами даже утвердилось прозвище – “шнятники”.

Но уже в XIX веке со шнякой стала активно и успешно конкурировать ела – судно, пришедшее к нам из Норвегии, сшитое из тонких досок, но более мореходное – со значительным килем и по-викингски высоким вертикальным форштевнем.

В результате первой мировой и последующей гражданской войн мелкий промысловый флот мурманского океанского побережья пришел в упадок. Необходимость его возрождения была понятна всем. В Мурманске, ставшем столицей новой губернии, уже на Первом губернском съезде Советов 16 июля 1921 года было заявлено: “Строить мы будем именно рыболовные суда и надеемся дать на зиму максимум”.

Заявление это оказалось лишь декларацией о намерениях, а дать ничего не смогли. Ни на эту зиму, ни на четыре последующие.

Норвежец нам помог бы

А верфь в Мурманск настолько просилась, что организовать ее брался даже иностранец. В архивах сохранилось заявление норвежского предпринимателя Edv. S. Aspen (так он обозначил себя в документе), направленное мурманскому губернскому руководству, где, в частности, говорится:

“Довольно странно, что в такой богатой лесами стране, как Россия, идет ввоз деревянных рыболовных судов из-за границы, в то время как нет ничего легче иметь ваше отечественное судостроение путем учреждения специального акционерного предприятия, в котором я бы мог принять непосредственное участие и руководство.

Думаю, что для Вас не было бы затруднительным добиться от центра лицензии или права беспошлинного ввоза из-за границы всех нужнейших материалов и инструментов для оборудования судов и вместе с тем разрешения привезти из Норвегии 5 человек высококвалифицированных рабочих. Инструмент, машины, вообще все необходимое я привезу из Норвегии за собственный счет при готовой от Вас лицензии…”.

Инициатива норвежского предпринимателя не имела видимого продолжения и результата, но 8 февраля 1926 года на заседании президиума Мурманского губисполкома признано наконец необходимым собственными силами “начать постройку верфи на паевых началах, организовав товарищество промыслового судостроения”.

“Начало” в сарае

Решено было поначалу построить пробную елу как образец, чтобы доказать реальность сметы и прозондировать запросы рыбаков – будущих покупателей.

Для постройки судна арендовали помещение бывшей прачечной на Варничном мысу – обыкновенный сарай, частично с засыпными стенами (песок с опилками), а наполовину просто стойки, зашитые горбылями, – все это под толевой крышей. Именно там в феврале – марте 1926 года была построена парусно-моторная ела под символическим названием “Начало”, положившая начало советскому мурманскому судостроению.

Полная длина елы “Начало” – 10,96 метра, ширина – 2,68 метра. Полная вместимость – 6,6 регистровой тонны. Двигатель “Скандия”, шведского производства, одноцилиндровый, 5 л. с. Строил елу мастер Александр Панкратьевич Кучин.

Предполагалось, что обойдется она не дороже 1300 рублей, но в спешке пришлось переплачивать и за мотор, и за материалы, да и сарай пришлось хоть как-то дооборудовать. В итоге затраты вспухли до 3700 рублей.

15 марта судно прошло ходовые испытания в Кольском заливе при участии представителя Регистра инженера Невского. В акте испытания записано, что ела вела себя хорошо, под мотором и парусом бежала очень резво. В завершение испытаний, однако, случился казус. Александр Кучин, взявшийся управлять елой, подходя к причалу, резко дал задний ход, и мотор заглох. Концы на причале принять не успели. Свежим ветром елу отнесло от причала и крепко постукало о каменистый берег, повредив винт и корпус. Для оценки повреждений назначили комиссию, ущерб оценили в 130 рублей.

“Начало” отремонтировали и продали в Териберку. Нужда рыбаков в промысловой посуде действительно была очень велика.

Хороший старт

Вскоре было выбрано правление Товарищества рыбопромыслового строительства и судоремонта, учреждена контора, помещение для коей сняли в новом доме Сельхозбанка, своего кредитора. Установили периодичность совещаний, заказали бланки и вывеску.

Место для постройки верфи было выделено товариществу на Халдеевом мысу, ныне исчезнувшему из-за намывки и подсыпки. Вплоть до зимы там велись земляные работы. Возведение построек начали в феврале 1927-го, когда свету прибавилось. Все техническое руководство строительством поручили технику Губземуправления Александру Эмильевичу Калю.

А пока продолжали “выпекать” елы на Варничном мысу, в том же сарае, бывшей прачечной, где больше одного судна не помещалось. Александр Кучин числился там заведующим, а мастером-строителем стал Недугов Ефим Иванович, который совсем не знал грамоты, вместо подписи ставил крестики, но в работе своей успевал достаточно. Моторы заказали в Петрозаводске, на Онежском заводе. Установили цены на готовую продукцию. Парусно-моторную елу с двигателем Онежского завода продавали за 1750 рублей, а парусную – за 1150.

Новую верфь построили быстро и неплохо. Техник Каль, родом из немцев (арестован в 40-м, и с тех пор о нем ничего не известно), оказался хорошим специалистом и толковым распорядителем. Уже в августе 1927 года ангар, мехмастерская, кузница и дом для рабочих были готовы. Сразу же заговорили о возведении рядом с верфью лесопильного завода. Его постройку признали целесообразной и постановили строить без промедления. Решили, что завод будет обслуживать пайщиков товарищества в первую очередь и на самых льготных условиях, а на других заказчиках станет зарабатывать хорошие деньги.

При этих, казалось бы, блестящих перспективах текущие дела товарищества были далеко не блестящи. Большинство рыбацких кооперативов не торопилось вступать в судостроительную организацию, обходилось пока своим кустарным судостроением. Не забудем, что на дворе СССР в ту пору жила НЭП, колхозное построение “во фрунт” еще только задумывалось.

По плану, намеченному товариществом на 1928 год, предполагалось выпустить 36 судов на сумму в 274 тысячи рублей, но первый же квартал показал, что план построить легко, а осуществить его в тогдашних мурманских условиях – труд неимоверный. Главные из препятствий: сравнительно слабая квалификация судостроительных рабочих, трудность приобретения крайне необходимых материалов – моторов-нефтянок, парусины, оцинкованных гвоздей и прочего. Чтобы достать парусину, приходилось командировать специального сотрудника, чтобы достать оцинкованных гвоздей, посылались телеграммы в Архангельск с унизительными просьбами, ибо кроме архангельского кустаря Опарина не найти было человека, оцинковывающего гвозди.

Финансовое положение товарищества отягощалось и курсом кредитования рыбацких артелей, который избрал Сельхозбанк. Вместо ранее практиковавшегося пятилетнего срока он стал трехлетним, что вынуждало рыбаков быть осторожными в приобретении моторных судов.

Плачевный финиш

1928 год стал последним в судьбе товарищества промыслового судостроения первого созыва. Он вдобавок сопровождался и скандальной историей с инженером Севенардом, который весной 1927 года убеждал правление в пользе строительства лесопильного завода. Он же взялся изготовить чертежи за относительно небольшое вознаграждение. Ему доверились, а он вместо здания, требуемого технологией лесопильного дела, начертил обыкновенный сарай. И обнаружилось это только в ходе постройки, когда уже были потрачены деньги.

В конце концов выяснилось, что Севенард Юрий Владимирович, которому 26 лет от роду, только представляется инженером, диплома у него нет. Лжеинженера судили и приговорили к двум с половиной годам лишения свободы. Товариществу от этой истории не поздоровилось. И без того натянутые отношения с банком совсем разладились.

Летом 1929 года была учреждена ликвидационная комиссия. По акту инвентаризации верфь на Халдеевом мысу включала в себя следующие постройки:

- здание ангара, дощатое, крытое толем: 38 х 16 х 4,5 м; – здание мехмастерских, бревенчатое, крытое толем: 8,52 х 4,26 м; – здание жилого дома с двумя вышками, бревенчатое, крытое толем: 12 х 6,4 м; – здание кузницы, дощатое, крытое толем: 10 х 4 м; – здание склада, из горбылей, крытое толем: 21 х 5 м; – уборная дощатая; – колодец; – навес для локомобиля.

За три года существования товарищество изготовило, насколько известно, 37 ел, 13 ботов и небольшое количество мелкой посуды. Не так уж много. Но что поделаешь, первым всегда трудно, тем более что эти годы верфь работала без ощутимой государственной поддержки, в обстановке того Кольского Заполярья, где все создавалось впервые.

Опыта поднабрались, и то хорошо.

В 1929 году верфь деревянного судостроения была законсервирована. Но судьба ее тем не завершилась.

Владимир СЕМЕНОВ, член Союза писателей СССР

Продолжение — Мурманские «Касатки»

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2013/03/15/pervye-bliny-murmanskogo-sudostroa

Больше информации о: , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

  • В Мурманске откроется выставка картин Анатолия Полищука: 25 сентября в главном здании Мурманского областного художественного музея начнет работу выставка «Живопись Анатолия Полищука» из цикла «С днем рождения, художник!». Выставка...
  • В Мурманске машина снесла дорожное ограждение: В Мурманске на Ледокольном проезде Renault врезался в дорожное ограждение. По предварительной информации, водитель не справился с управлением и вылетел с дороги. ...
  • Мурманчане продолжают собирать малину и черную смородину: Мурманчане продолжают делиться в социальных сетях фотографиями созревшего в конце сентября урожая. В этот раз в палисаднике обычного жилого дома поспели малина и черная смородина. В Мурманской...
  • В Ульяновске «Мурман» победил «Волгу»: Очередной матч Кубка России прошел в Ульяновске, на льду встречались «Мурман» и местная команда «Волга». Матч проходил в напряженной борьбе первый тайм закончился вничью. Во...
  • В Мурманской области горели дома и гаражи: На пульт дежурной службы «01» поступила информация о возгорании доме № 7 в Мурманске на улице Генералова. На место происшествия прибыло 15 пожарных, которые приступили к ликвидации огня....
  • Что произошло в Мурманской области за день: 24 сентября: Краткая сводка событий, произошедших на Кольском полуострове: - Жители областного центра предложили строить физкультурно-оздоровительные комплексы, ориентируясь, в том числе, и на людей с...
  • Прокуратура проверит историю с домом № 40 на улице Павлова: Прокуратура проведет проверку соблюдения прав жильцов дома № 40 по улице Павлова. Об этом сообщает официальный сайт ведомства. Кроме того, проводится проверка по тому насколько правомерно было...
  • Стали известны подробности аварии под Мурманском: По данным полиции, на перекрёстке автодороги в поселок Зверосовхоз и в аэропорт, водитель автомобиля ВАЗ-2115 двигаясь со стороны Зверосовхоза врезался в грузовой автомобиль. «В результате ДТП...
  • В Мурманске разыскивают 14-летнюю девушку: В Мурманске волонтеры и полиция разыскивают 14-летнюю Евгению Затепягину, которая вечером 23 сентября ушла из лома на улице Подгорной в Мурманске и с тех пор ее местонахождение неизвестно. Приметы:...
  • Арктическая группировка Северного флота проложила новые маршруты: Корабли и суда обеспечения арктической группировки Северного флота прошли новыми маршрутами между островами архипелага Земля Франца-Иосифа. Отряд во главе с большим противолодочным кораблём...
  • Учебный центр ФосАгро справляет пятилетие: Учебный центр ФосАгро (УЦ ФА) отметил свой первый юбилей. Вот уже пять лет эта негосударственная образовательная организация занимается подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации...
  • Жильцам дома на улице Декабристов отключили свет: Последнюю коммунальную услугу отобрала мэрия у жителей дома №30 на улице Декабристов - электроэнергию. Об этом только что сообщил один из двух оставшихся в здании жильцов. «Пришёл с работы,...
  • В регионе продолжаются работы по благоустройству: В Мурманской области реализация нацпроекта «Жильё и городская среда» выполнена пока наполовину. По информации вице-губернатора Евгения Никоры, из 48 общественных территорий, включённых в...
  • Мурманского инвалида выставила на улицу родная сестра: После многих лет, совместно прожитых под одной крышей, родная сестра выставила за дверь брата-инвалида. Всё лето практически слепой мужчина прожил на лестничной клетке.Об этом СеверПост рассказали...
  • Мурманчане помогают семье погибшей под Санкт-Петербургом девушки: В Мурманске жители организовали сбор помощи для семьи погибшей 25-летней Натальи Кононовой. Девушка скончалась накануне в результате ДТП под Санкт-Петербургом. У погибшей мурманчанки остались двое...
  • Ученые из 19 стран исследуют климат Арктики: Группа учёных из 19 стран, в том числе России, на днях отправилась в Арктику на немецком ледоколе «Полярная звезда» с целью исследований изменений климата. В научной экспедиции, бюджет...
  • В Мурманской области закатают в асфальт миллиард: В следующем году на ремонт улиц и дорог в Мурманской области будет потрачен почти миллиард рублей. В 2020 году в рамках приоритетного нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги»...
  • В Мурманском торговом порту появился новый «Аист»: В Мурманском морском торговом порту продолжается модернизация парка портальных кранов – на грузовом районе №1 введён в эксплуатацию четырнадцатый «Аист». Этот тип портовой техники...
  • Мурманского водителя ВАЗа увезла «скорая» из-за ДТП с грузовиком: В Кольском районе произошло ДТП  с участием ВАЗа и грузовой машины. Как сообщают свидетели аварии, водителя легкового автомобиля забрали сотрудники «скорой». «На перекрёстке...
  • Хирургию мурманской горбольницы отремонтируют за 56 миллионов: В Мурманске проведут капремонт хирургического корпуса городской клинической больницы скорой медицинской помощи на улице Володарского, 18. На обновление отделения из областного бюджета выделено 56...
  • Агентство ипотечного жилищного кредитования добровольно ликвидировалось: Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области находится в статусе добровольной ликвидации, сообщили СеверПост в региональном министерстве имущества. Как пояснит любой юрист, с...
  • Мурманчане требуют отремонтировать разрушенный 20-летний асфальт: В Мурманске жители возмущены состоянием дорожного покрытия на проспекте Кирова,54. Они утверждают, что более 20 лет дорога находится в удручающем состоянии. «Около двадцати лет никто не...
  • Полиция не разглашает информацию о розыске проворовавшегося мурманского чиновника: В интересах следствия информация о поиске чиновника из Мурманска, отвечавшего ранее за ипотеку в регионе, Дмитрия Голубева, полицией не разглашается. Об этом на запрос СеверПост ответили в УМВД...
  • Покалеченную мурманскую сову ждёт реабилитация: Найденную мурманчанкой ушастую сову со сломанным крылом вернули от петербургских ветеринаров в Мурманск. На данный момент животное проходит реабилитацию после операции. Об этом СеверПост...
  • Разработан ГОСТ для арктической спутниковой техники: Холдинг «Российские космические системы» (РКС) совместно с Научно-информационным центром «Полярная инициатива» разработали требования к приёмникам спутниковых систем навигации...
  • Десять домов в Кандалакше за тепло в сентябре платить не будут: Об этом сообщил генеральный директор АО «МЭС» Алексей Степанов на информационном собрании с жителями. Встреча была продиктована проблемами, связанными с подключением к отоплению...
  • ГИБДД советует мурманским водителям «переобуться»: Региональная ГИБДД составила рекомендации для автолюбителей в период гололёда на дорогах Мурманской области. «Смена летней резины на зимнюю позволит избежать ДТП, связанных с потерей...
  • Ракетный крейсер СФ зашёл в Турцию: Ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов», выполняющий задачи дальнего похода в Средиземном море, совершил деловой заход в порт Аксаз-Караагач – базу военно-морских сил...
  • Побывавший в пиратском плену мурманский моряк вернулся домой [видео]: Освобожденный из плена у берегов Камеруна с судна «Мармалайта» мурманский моряк Олег Дружинин вернулся домой. Сегодня он прилетел в Мурманск. «В Мурманске встретили вернувшегося из...
  • Мурманчанин попал в книгу рекордов Гиннесса для ультрамарафонцев: Житель Мурманска Валерий Комиссаров попал в мировую информационную базу маршрутов и их рекордов преодоления FastestKnownTime, которую спортсмены называют книгой рекордов Гиннесса для...

Все новости Мурманска и Мурманской области >>