A feed could not be found at http://www.arctic-tv.ru/flamework/mod_atv/rss/
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Поездка министров на Мурман ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Поездка министров на Мурман

Опубликовано
2350 дн. назад

В первых главах проекта «Сто страниц истории к 100-летию Мурманска» говорилось о роли министров А. Ф. Трепова и И. К. Григоровича в судьбе Мурманска. Не повторяя предыдущих авторов, расширим тему, проследим маршрут, уточним время следования высокопоставленных особ и некоторые подробности их поездки на Север.

Список Трепова

Скажем сразу, министры ехали не только для открытия нового города, это было дело попутное. Инициатива исходила от царя: “во исполнение Высочайших предуказаний…” министру путей сообщения Александру Федоровичу Трепову поручалось лично осмотреть Мурманскую железную дорогу для “выяснения на месте некоторых, связанным с таковым сооружением, вопросов”. Союзники-англичане жаловались на неготовность некоторых участков. Немцы и нейтралы волновались, что на “Мурманке” жестоко эксплуатируются военнопленные, грозили ответными мерами. Рабочие страдали от казнокрадства чиновников.

Трепов предложил составить компанию морскому министру Ивану Константиновичу Григоровичу. У адмирала на Севере также были дела. С образованием флотилии Северного Ледовитого океана летом 1916 года в порту Семеново закладывалась военно-морская база, некоторые корабли уже пришли. Список сопровождавших лиц составил сам Трепов. Это люди, близкие к министру, некоторые в приятельских отношениях: члены Государственной Думы А. И. Шингарев и А. А. Добровольский, член Государственного Совета барон Р. А. Дистерло, заместитель министра земледелия Н. В. Грудистов, генерал С. С. Всеволожский. Ехали также чиновники из Министерства путей сообщения (4 человека) и начальник строительного Управления Мурманской железной дороги Владимир Васильевич Горячковский. В пути присоединились его помощник по линии Сорока – Кандалакша Евгений Алексеевич Захаров и помощник по линии Кандалакша – Мурман Петр Евграфович Соловьев, а также врач Сергей Павлович Серебренников. По рекомендации редактора газеты “Новое время” М. А. Суворина в списке Трепова значился журналист А. М. Селитренников, работавший под псевдонимом А. Ренников.

Специальный поезд покинул Петроград 14 сентября (здесь и далее даты по старому стилю). До Кеми сделали две остановки, Петрозаводск смотрели полтора часа да на разъезде № 9 два часа любовались Надвоицким водопадом. В Кеми провели больше суток. Сплавали на Соловки, в тамошний монастырь. В Кеми ожидала архангельская группа губернатора Сергея Дмитриевича Бибикова на ледорезе “Канада”. С ним был главноначальствующий города Архангельска и Беломорского водного района вице-адмирал А. П. Угрюмов. Из Кеми в Кандалакшу плыли на ледорезе, ибо дорога в районе северной Карелии была еще не готова. Последний “серебряный” костыль забили 3 ноября в районе станции Боярская. На пути в Кандалакшу зашли в Чупу.

Конечную станцию Романов-на-Мурмане увидели в 7.30 вечера 20 сентября. На транспорте флотилии Северного Ледовитого океана “Ксения” сразу же отправились в Александровск, где провели ночь.

Романов-на-Мурмане

Местоположение будущего города Романовска, так его называли между собой путешественники, понравилось Трепову. Постройки начинались с нижней террасы, на песчаном берегу Кольского залива, одна пристань уже принимала пароходы. Радовала глаз березовая роща и текущий лесистым оврагом ручей, именуемый Семеновским, как и сама бухта, по имени Семеновых островов, которые при постройке пристаней и углублении акватории были срыты. Трепов повелел своим сотрудникам из строительного Управления дороги оберегать от порубок рощу и остальной лес по окрестным склонам. Неудобством для будущего города, по его словам, являлось близкое местоположение военно-морской базы, надо бы ее спланировать далее на север по берегу залива. Местоположение порта и железнодорожной станции признал очень удачным.

О текущих работах в отчете Трепова сказано следующее: “Устройство пристанских сооружений ныне уже заканчивается. Первая пристань для разгрузки судов была устроена ведомством путей сообщения; засим, Министерством Торговли и Промышленности было приступлено к ряду работ по устройству пристаней, которые обеспечат к зимнему времени (когда с закрытием навигации в Архангельске в Романов-на-Мурмане направится весь поток прибывающих из-за границы грузов) возможность одновременной разгрузки 5 морских судов. С дальнейшим развитием причалов это число будет увеличено к январю до 6-ти и к марту – до 8-ми. Здесь же строятся складочные помещения и пагкаузы площадью в 6 тысяч квадратных сажен и приспособляется площадь в 6 тысяч квадратных сажен для открытого хранения грузов. Угольную гавань, а также склады легковоспламеняющихся веществ, как-то: бензина и керосина предположено вынести на противоположный берег залива к существующей здесь так называемой дровяной пристани, расположенной в 6 верстах у Лесного завода, принадлежащего норвежцу Бергену, каковой завод предложено реквизировать для надобностей Министерства Торговли и Промышленности, приспособив его для ремонта и починки судов. Наконец, далее по берегу залива, за городской чертой, по направлению к океану, намечено предоставить места для устройства рыбокоптильных, консервных и иных, связанных с рыбным промыслом, заводов, проведя к ним впоследствии и рельсовый путь”. Трепов пишет о большом интересе различных фирм и частных лиц в покупке и аренде земли. Уже отведены участки для будущего дома английскому консулу и предпринимателю Шубину для постройки гостиницы и бани.

Закладка храма

Утром 21 сентября (по новому стилю – 4 октября) на второй террасе, откуда открывался обширный вид на рейд и порт, состоялась торжественная закладка храма во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Место общеизвестно – нынешний Дворец культуры имени С. М. Кирова. На торжество сошлись служащие, рабочие, моряки, приехало почти все население города Колы вместе с церковным хором. Церемонию вел архангельский епископ Нафанаил. Перед иконой Николая Чудотворца, подарком царя Николая II, произнес красивую и содержательную речь, отметив громадное значение для северного края проведение Мурманской железной дороги.

В землю опустили закладную медную доску с надписью на обеих сторонах: “Во имя Отца и Сына и Святаго духа в лето от сотворения мира 7424 и от Рождества Христова 1916 сентября 21 дня при Державе Благочестивейшего Великого Государя Императора Николая Александровича Самодержавца Всероссийского во вновь строящемся граде Романове-на-Мурмане при святительстве же Преосвященнейшего Нафанаила епископа Архангельского и Холмогорского заложен сей храм во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Закладка совершена при участии министров путей сообщения Александра Федоровича Трепова, морского – Ивана Константиновича Григоровича, начальника Архангельской губернии Сергея Дмитриевича Бибикова и начальника работ по постройке Мурманской железной дороги Владимира Васильевича Горячковского в бытность попечителя учрежденного города графа Михаила Евстафьевича Нирода”.

Именно момент закладки доски изображен на знаменитой фотографии, без которой не обходится ни один рассказ о начале города Мурманска. Люди, перечисленные на доске, на фотоснимке стоят напротив Нафанаила в таком порядке (справа налево): Григорович, Трепов, Горячковский. Если биографии губернатора и обоих министров можно прочитать в словарях, то о Горячковском сведений немного. В 1897 году окончил Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, работал на Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, откуда переведен на Мурманскую дорогу. Строители его уважали, в министерстве жаловали.

Мнение Григоровича

Трепов положительно оценивал работу Горячковского, мол, “ведомство, в общем, успешно справляется с возложенной на него задачей”, а замеченные частичные недочеты будут исправлены. Резкую оценку увиденному дал Григорович: “Поездка эта произвела на меня отвратительное впечатление, видно было, все жалобы, которые до меня доходили, верны. Рабочие и пленные, работающие на дороге, содержатся плохо, о них мало заботятся, особенно о китайцах, которые за работу получают мало, почти голые и голодные, но с них дерут большие деньги за все, что им необходимо, так что заработка не хватает. Я был свидетелем полного отчаяния этих людей и даже скандалов, о чем говорил Министру путей сообщения, но он близко к сердцу это не принимает, а главный инженер-строитель нас успокаивал и обещал улучшить положение рабочих, но было видно, что он попросту обманывал”. Когда Трепов попросил подписать телеграмму на имя Государя об открытии дороги, Григорович отказался, мол, не готова и не будет готова еще долго. Обратный путь до Архангельска для министров прошел в натянутых отношениях.

Участие двух министров в мурманских делах отразилось в местной топонимике. Ручей, вытекающий с северной стороны Семеновского озера и впадающий в залив в районе Угольной базы, назвали Министерским, и само озеро получило название Министерское. На планшете 1917 года начальника изыскательской партии инженера Б. В. Сабанина мы видим эти названия. Просуществовали они недолго, до прихода большевиков. По названию южного ручья озеро переименовали в Семеновское.

Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ, член Союза писателей России

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2014/04/21/poezdka-ministrov-na-murman

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>