100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Потерянный символ города

Опубликовано
1658 дн. назад

На гербе нашего города изображено стилизованное морское судно. А какое судно можно было бы назвать символом нашего города? Не океанские сухогрузы, не мощные ледоколы, а небольшие пароходы – рыболовные траулеры, как принято говорить, “скромные труженики” сформировали облик Мурманска.

Второе рождение Мурманска

В начале 20-х годов в Мурманске отсутствовало все то, что делает город городом. Скопление безликих строений, существовавшее как придаток железнодорожной станции и опустевшего после окончания войны порта. Объем внешней торговли Советской России сократился настолько, что у Мурманского порта не было работы, а у самого молодого города страны – перспектив.

Новая жизнь Мурманска началась в 1924 году с переводом из Архангельска базы тралового лова. Базирование в незамерзающем Кольском заливе позволило избавиться от сезонности, освоить новые районы промысла. Но первоначально лов велся траулерами, переоборудованными из тральщиков расформированной флотилии Северного Ледовитого океана, возраст которых усугублялся отсутствием надлежащего содержания и ремонта.

С 1927 года началась закупка в Германии и Италии новых траулеров для Севера и Дальнего Востока, а в 1928-м Совнарком принял решение о постройке подобных судов в Ленинграде и Севастополе. Эти суда относились к классу траулеров с бортовым спуском трала и обработкой рыбы на открытой палубе, имели одинаковую конструкцию и сходные технические данные (за основу был взят проект немецкой фирмы “Дойче Верфт”). Прочные клепаные корпуса обеспечивали достаточную мореходность. Паровые двигатели немецкого производства отличались надежностью (только 10 судов были оснащены дизелями, но по мощности и скорости уступали угольным). С 1929 года траулеры, купленные за границей, стали приходить на Север. В следующем году ленинградская Северная верфь спустила на воду свой первый траулер РТ-57 “Смена”, и вскоре Мурманский траловый флот стал пополняться судами отечественной постройки. К началу Великой Отечественной войны на Севере вели промысел больше восьмидесяти траулеров.

С появлением новых траулеров связано превращение северных морей в крупнейший отечественный район рыбного промысла (ранее таковым традиционно являлся Волго-Каспийский бассейн). Но приход в Мурманск новых судов не сразу оправдал ожидания. Местные газеты того времени много писали о “достижениях” тралфлота – низкой дисциплине, хроническом невыполнении плана, высокой аварийности. Виной всему был человеческий фактор. Команды траулеров в значительной степени комплектовались за счет людей, приехавших за длинным рублем, привлечь и удержать в Мурманске специалистов было нечем. Вахтовый метод освоения природных богатств Севера не выдержал проверку практикой.

Ситуацию удалось изменить, только создав нормальные условия для жизни моряков тралового флота и их семей. 27 января 1932 года Советское правительство приняло постановление о перспективах развития Мурмана. Временное поселение стало превращаться в современный город. Для командного состава (капитанов, штурманов, тралмейстеров и т. п.) начали возводиться каменные многоэтажки, а для рыбаков, еще не успевших обзавестись семьями, был построен Дом междурейсового отдыха – самое высокое здание в Мурманске с библиотекой, кинозалами и бассейном. По сей день являющаяся культурным центром заполярной столицы “Кировка” возникла в 1932 году как Дом культуры рыбаков. Больница, детские сады, школы (а для них – учительский техникум, прародитель нынешнего гуманитарного университета), библиотеки, магазины… В 1931-м начал работу морской рыбный техникум – это уже было кардинальным решением кадровой проблемы.

Техническая реконструкция, начавшаяся с приходом на Север траулеров типа РТ, способствовала развитию инфраструктуры Мурманска. Первое время существовала диспропорция между рыбодобывающим флотом и обрабатывающими предприятиями. В 1927 году в Мурманске вошла в строй первая очередь рыбного порта. К 1934 году рыбокомбинат объединял 8 заводов и 4 самостоятельных цеха. Развивалась судоремонтная база, обеспечивавшая не только ремонт, но и постройку промысловых судов.

В 1938 году была принята большая программа военного кораблестроения. Для ее выполнения ленинградские заводы были освобождены от постройки траулеров. Готовые корпуса и механизмы перевезли для достройки в Мурманск, первые из них – “Иван Папанин” и “Валерий Чкалов” – вошли в строй в 1940-м. В 1937-м в Мурманске были заложены первые траулеры собственной постройки. Считалось, что строительство рыболовецких судов удастся развернуть здесь, рядом с промысловой базой. Но спущенный на воду в декабре 1939 года РТ-107 “Михаил Громов”, как и второй – РТ-106 “Сталинская Конституция” (строительство началось в год принятия Основного закона Советского государства) смогли ввести в строй только после войны. Праздничный рапорт мурманских судостроителей, обещавших ежегодно строить по 10-12 траулеров, оказался слишком оптимистичным. Сказывались отсутствие опыта, слабость технической базы, а главное – специалистов (не последнюю роль сыграли репрессии конца тридцатых). Вскоре судостроителям Мурмана и вовсе пришлось отложить планы постройки современного рыболовного флота.

Ратные подвиги мирных кораблей

Трудовые достижения экипажей мурманских траулеров оказались заслонены подвигами, совершенными ими в годы Великой Отечественной войны. Названия “Туман” и “Пассат” в истории российского флота стоят в одном ряду с легендарным “Варягом”. Но рядом с ними не нашлось места для СКР-23 (бывшего РТ-57 “Смена”), в ноябре 1942 года вступившего в неравный бой с эскадрой, состоявшей из тяжелого крейсера “Адмирал Хиппер” и четырех эскадренных миноносцев противника. РТ-46 “Лосось”, войдя в состав Северного флота как тральщик Т-887, стал единственным траулером, награжденным боевым орденом Красного Знамени.

Рыболовные суда, отличавшиеся хорошей мореходностью, крепкими корпусами и опытными экипажами, традиционно составляли мобилизационный резерв военно-морского флота. Интересно, что в составе германского флота, базировавшегося в Северной Норвегии, также действовало 10-15 вооруженных траулеров. Мобилизация гражданских судов в начале войны была тщательно спланирована и подготовлена. Сторожевые корабли “Туман” и “Прилив” уже 24 июня вышли на выполнение боевой задачи. Развертывание мобилизованных траулеров было отработано двумя годами ранее. Во время советско-финляндской войны в состав Северного флота вошло 17 судов данного типа. После окончания боевых действий 4 РТ оставалось в составе военного флота, а остальные вернулись к военной профессии в 1941-м. Переоборудованным траулерам пришлось впервые испытать себя в новом качестве – они высаживали десант в Петсамо, тралили фарватеры, несли дозорную службу и участвовали в проводке конвоев.

Согласно мобилизационному плану 1941 года 28 траулеров подлежало включению в состав действующего флота и 20 – в резерв. Но постоянное расширение масштабов боевой деятельности потребовало дополнительных сил. В результате в течение всей войны в состав Северного флота в качестве сторожевых кораблей, тральщиков, посыльных и брандвахтенных судов входило 56 траулеров.

С началом войны часть траулеров, не подлежащих мобилизации, и оборудование ремонтных мастерских были эвакуированы в Архангельск. Но обострившаяся проблема продовольственного снабжения Севера заставила возобновить лов рыбы. Организовать промысел в Белом море не удалось, и траулеры были вынуждены возвратиться в районы, ставшие театром боевых действий.

Северному флоту передавались суда, материальная часть которых находилась в лучшем состоянии. Из 14 траулеров, остававшихся в Мурманске, половина не могла дать ход. Пришлось заново восстанавливать производственную базу, причем кроме ремонта судов и боевых кораблей здесь еще и выпускали минометы. Не хватало обученных рыбаков даже для сокращенных экипажей. Запасы топлива шли в первую очередь для нужд военного флота, а траулеры, демаскируя себя, коптили небо углем, поднятым с потопленных судов. Нередко вместо рыбы трал поднимал сорванные мины. За годы войны тралфлот потерял 7 траулеров, уничтоженных авиацией, кораблями и подводными лодками противника (без учета судов, восстановленных после выхода из строя, и 18 траулеров, на момент гибели входивших в состав Северного флота). Северный флот, перегруженный новыми задачами, связанными с обеспечением проводки союзных конвоев, не смог сразу организовать охрану или вооружить суда, находящиеся на промысле. Более того, с 1942 года немобилизованные суда вошли в состав Мурманской базы военизированного флота, то есть кроме своих функций выполняли задания военного командования (военные перевозки, участие в десантных операциях, дозорная служба). Тем не менее тралфлот выполнил задачу обеспечения фронта и тыла рыбой, а к 1944 году многие траулеры превзошли довоенный уровень годового вылова рыбы.

Последний причал

Эпоха бортовых траулеров завершилась в 1955 году, когда на Север прибыл первый большой морозильный рыболовный траулер “Пушкин”. Появление таких судов коренным образом изменило всю организацию рыбного промысла, но еще некоторое время “бортовики” составляли основу мурманского тралфлота. Последний построенный в Мурманске по довоенному проекту РТ-106 “Советская Конституция” (бывшая “Сталинская”) был исключен из состава флота в 1980 году. Некоторое время старые траулеры продолжали использоваться в качестве вспомогательных плавсредств.

Подвиги мурманских траулеров не забыты. Книги, музейные экспозиции, обелиск, открытый в Мурманске 9 мая 1975 года в память рыбаков тралового флота, погибших в годы войны. Но навсегда потерян шанс сохранить хотя бы один легендарный траулер в качестве плавучего музея. Сравнительно недавно в районе южных причалов Мурманского рыбного порта был разрезан корпус траулера РТ-309 “Мудьюжанин”, в годы советско-финляндской и Великой Отечественной войн воевавшего в составе Северного флота. В Териберке на территории судоремонтных мастерских сохраняли РТ-23 “Чайка”, построенный в 1930 году в Эмдене. И он, оказавшийся последним из первых мурманских траулеров, незаметно исчез в начале нового века, разделив судьбу древнего поморского села.

Мурманск не в первый раз стал последним причалом для знаменитых кораблей. Здесь в двадцатых годах закончилась история первой российской боевой подводной лодки “Дельфин”, а в 1966-м разделали “на иголки” первый в мире арктический ледокол “Ермак”. Такая же участь постигла траулеры, которым многим обязан наш город. Память, не опирающаяся на подлинные свидетельства, позволяющие почувствовать сопричастность с историей, оказывается слишком непрочной.

Дмитрий ЖАЛНИН, кандидат исторических наук

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2015/03/06/poterannyj-simvol-goroda

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

  • «ВКонтакте» и YouTube - на вершине популярности у россиян: Самые популярные интернет-ресурсы у россиян в этом году - социальная сеть «ВКонтакте» и видео-сервис YouTube. Об этом говорится в пятом исследовании компании «Делойт...
  • Тело пропавшего месяц назад пенсионера нашли в леске: Погибший 69-летний Вячеслав Ерёмин был найден мурманчанами в лесопосадке около дома № 135 на проспекте Кольском. Как СеверПост сообщили региональном СКР, мужчина страдал...
  • Стартовало строительство 57 ветряков на Серебрянской дороге: Сегодня начались работы по строительству Кольской ветроэлектростанции, ветропарка компании ПАО «Энел Россия». Это будет крупнейший строящийся ветропарк за Полярным кругом мощностью 201...
  • В Мурманске лёг снег: Мурманчане делятся в Сети фотографиями снегопада, застигнувших их в сентябрьский день. Как уточняют жители областного центра, снег выпал в двух районах Мурманска: в Ленинском и Октябрьском.Как...
  • 80 лет назад село Полярное стало городом: 80 лет назад, 19 сентября 1939 года, Указом Верховного Совета РСФСР село Полярное было преобразовано в город областного подчинения Полярный. Торжественное открытие коммерческого порта и города...
  • Атомщики представили экологические отчёты в МГТУ: Специалисты госкорпорации «Росатом» представили в МГТУ экологические отчёты по результатам работы представителей отрасли атомной энергетики в регионе за прошлый год. Оказалось, что...
  • На развязке трассы «Кола» Renault ушло под откос: Сегодня днём на 1379 км автодороги «Кола» водитель Renault Logan съехал в кювет. Как сообщили региональной Госавтоинспеции, 63-летний автолюбитель жив. «Примерно в 11.50 в Кольском...
  • ГИБДД уточнила число пострадавших в ДТП у Лавны: По последним данным региональной ГИБДД, в ДТП на Печенгской дороге за Лавной пострадали семь человек. Ранее было известно только о пяти потерпевших.  Из них трое были госпитализированы, также...
  • Россияне всё меньше смотрят ТВ: Россияне стали меньше смотреть телевизор и читать газеты, поскольку одним из основных источников новостей стали ресурсы в интернете. Об этом говорится в пятом исследовании компании...
  • В Мурманске поставят афишную тумбу из Киева: В областном центре на Театральном бульваре установят афишную тумбу, которую спроектировал балетмейстер из Киева Богдан Струтинский. Он создал кованую театральную тумбу с афишами и объявлениями ещё в...
  • Мурманская область осталась без вакцины от энцефалита: Мурманская область является территорией с низкой заболеваемостью клещевым энцефалитом, поэтому, в связи с отсутствием эпидемиологических показаний, приобретение вакцины за счет областного бюджета не...
  • В магазинах Мурманской области подешевели овощи и яблоки: В Мурманской области с 10 по 16 сентября отмечено наибольшее снижение цен на картофель - 7,9%, репчатого лука на 7,7% и моркови на 5,8%. По данным Мурманскстата, также в регионе подешевели яблоки и...
  • 500 долларов получит автор самого новаторского смайлика: Победитель конкурса на самый новаторский смайл получит приз в размере 500 долларов. Состязание приурочено ко Дню рождения дружелюбного электронного символа, которому сегодня исполнилось 37 лет. В...
  • Никель празднует 75 лет: Сегодня, 19 сентября, посёлку Никель исполнилось 75 лет. История возведения посёлка начинается с 1930-х годов, когда финская компания Petsamon Nikkeli построила комбинат. Спустя пять лет финны...
  • Долги по зарплате спишут с работодателя без суда: Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект о принудительном списании со счетов работодателя долгов по...
  • Мурманская область исключила противотуберкулёзные препараты из льготного списка: Мурманская область вошла в число девяти регионов, где были исключены противотуберкулёзные лекарства, входящие в федеральный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Об...
  • ГИБДД сообщила о состоянии раненных в аварии за Лавной: Пострадавшие в результате ДТП на трассе «Кола» получили травмы, не грозящие угрозы жизни и здоровью. В региональном ГИБДД сообщили, что  в настоящее время у них имеется...
  • В Кандалакше горело два этажа «деревяшки»: 18 сентября в 22.31 в Кандалакше пожарных вызвали на возгорание. Пожар произошёл в двухэтажном деревянном расселённом доме №13 на улице Новой. Горело сразу на двух этажах «деревяшки»....
  • В аварии на трассе «Кола» ранены 16 человек: В результате ДТП с участием трёх машин на трассе «Кола» пострадали 16 человек. Они госпитализированы в медучреждения.  «По уточненным данным, ДТП произошло на 1404 км ФАД Р-21...
  • Боясь потерять работу, начальник пожарной части в Североморске украл три миллиона: В Североморске начальник пожарно-спасательной части № 48, будучи пособником, незаконно вывел из организации более 2 733 000 рублей. Следователи установили, что краденные деньги злоумышленник не...
  • В мурманской «Пироговке» провели уникальную для России операцию: Первую в России операцию по артроскопии плечевого сустава с использованием новейших тканевых имплантов провёл завотделением травматологии и ортопедии стационара Мурманского многопрофильного центра...
  • Министр Андрей Иванов покидает правительство: Министр рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Андрей Иванов уже с понедельника покинет своё кресло. Об этом СеверПост сообщил информированный источник. Разговоры и догадки о его грядущей...
  • В Мурманске на Театральном бульваре установят афишную тумбу и часы: В Мурманск в скором времени доставят театральную тумбу для афиш и «Часы с лирой». Новые арт-объекты будут установлены на Театральном бульваре. «Это стела и часы которые, совсем...
  • Пропавший месяц назад пенсионер из Мурманска найден мёртвым: В Мурманской области пропавший более месяца назад 69-летний Вячеслав Ерёмин найден мёртвым. Об этом сообщили волонтёры поискового отряда «МурманСпас». О местонахождении тела пенсионера...
  • Безработный из Мончегорска обокрал знакомую: В полицию Мончегорска 45-летняя горожанка заявила о том, что у неё из квартиры похищен мобильный телефон и золотые серьги, всего на 22 тысячи рублей. Она рассказала, что накануне вечером у неё в...
  • «Норникель» увеличил суммы социальных грантов: В «Норникеле» стартует обновлённый конкурс соцпроектов. В 2019 году правила конкурса изменились. В некоторых номинациях увеличились суммы грантов и сроки реализации проектов. Кроме того,...
  • В ДТП у Лавны пострадали 9 человек [видео]: В Мурманской области на Печенгской дороге за Лавной произошло ДТП с участием Ford Transit, Mitsubishi Lancer и Жигулей. По предварительным данным, в результате аварии пострадали...
  • В Мурманске назовут имя главы города: Сегодня в Мурманске вновь соберётся городская конференция местного отделения «Единой России», которая назовёт имя того, кого назначено выбрать главой Мурманска на следующие пять лет. Как...
  • «Пятёрочка» пробует онлайн-инкассацию: Торговая сеть «Пятёрочка» запустила пилотный проект по внедрению онлайн-инкассации с помощью автоматизированных депозитных машин (АДМ). Данная технология существенно повышает...
  • В Мурманске алководитель получил шесть лет: Мурманский областной суд отказал в апелляции мурманчанину 1989 года рождения, осуждённого в июле за вождение «под кайфом» и хранение психотропного вещества. Он был пойман за рулём авто...

Все новости Мурманска и Мурманской области >>