100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Потерянный символ города

Опубликовано
2427 дн. назад

На гербе нашего города изображено стилизованное морское судно. А какое судно можно было бы назвать символом нашего города? Не океанские сухогрузы, не мощные ледоколы, а небольшие пароходы – рыболовные траулеры, как принято говорить, “скромные труженики” сформировали облик Мурманска.

Второе рождение Мурманска

В начале 20-х годов в Мурманске отсутствовало все то, что делает город городом. Скопление безликих строений, существовавшее как придаток железнодорожной станции и опустевшего после окончания войны порта. Объем внешней торговли Советской России сократился настолько, что у Мурманского порта не было работы, а у самого молодого города страны – перспектив.

Новая жизнь Мурманска началась в 1924 году с переводом из Архангельска базы тралового лова. Базирование в незамерзающем Кольском заливе позволило избавиться от сезонности, освоить новые районы промысла. Но первоначально лов велся траулерами, переоборудованными из тральщиков расформированной флотилии Северного Ледовитого океана, возраст которых усугублялся отсутствием надлежащего содержания и ремонта.

С 1927 года началась закупка в Германии и Италии новых траулеров для Севера и Дальнего Востока, а в 1928-м Совнарком принял решение о постройке подобных судов в Ленинграде и Севастополе. Эти суда относились к классу траулеров с бортовым спуском трала и обработкой рыбы на открытой палубе, имели одинаковую конструкцию и сходные технические данные (за основу был взят проект немецкой фирмы “Дойче Верфт”). Прочные клепаные корпуса обеспечивали достаточную мореходность. Паровые двигатели немецкого производства отличались надежностью (только 10 судов были оснащены дизелями, но по мощности и скорости уступали угольным). С 1929 года траулеры, купленные за границей, стали приходить на Север. В следующем году ленинградская Северная верфь спустила на воду свой первый траулер РТ-57 “Смена”, и вскоре Мурманский траловый флот стал пополняться судами отечественной постройки. К началу Великой Отечественной войны на Севере вели промысел больше восьмидесяти траулеров.

С появлением новых траулеров связано превращение северных морей в крупнейший отечественный район рыбного промысла (ранее таковым традиционно являлся Волго-Каспийский бассейн). Но приход в Мурманск новых судов не сразу оправдал ожидания. Местные газеты того времени много писали о “достижениях” тралфлота – низкой дисциплине, хроническом невыполнении плана, высокой аварийности. Виной всему был человеческий фактор. Команды траулеров в значительной степени комплектовались за счет людей, приехавших за длинным рублем, привлечь и удержать в Мурманске специалистов было нечем. Вахтовый метод освоения природных богатств Севера не выдержал проверку практикой.

Ситуацию удалось изменить, только создав нормальные условия для жизни моряков тралового флота и их семей. 27 января 1932 года Советское правительство приняло постановление о перспективах развития Мурмана. Временное поселение стало превращаться в современный город. Для командного состава (капитанов, штурманов, тралмейстеров и т. п.) начали возводиться каменные многоэтажки, а для рыбаков, еще не успевших обзавестись семьями, был построен Дом междурейсового отдыха – самое высокое здание в Мурманске с библиотекой, кинозалами и бассейном. По сей день являющаяся культурным центром заполярной столицы “Кировка” возникла в 1932 году как Дом культуры рыбаков. Больница, детские сады, школы (а для них – учительский техникум, прародитель нынешнего гуманитарного университета), библиотеки, магазины… В 1931-м начал работу морской рыбный техникум – это уже было кардинальным решением кадровой проблемы.

Техническая реконструкция, начавшаяся с приходом на Север траулеров типа РТ, способствовала развитию инфраструктуры Мурманска. Первое время существовала диспропорция между рыбодобывающим флотом и обрабатывающими предприятиями. В 1927 году в Мурманске вошла в строй первая очередь рыбного порта. К 1934 году рыбокомбинат объединял 8 заводов и 4 самостоятельных цеха. Развивалась судоремонтная база, обеспечивавшая не только ремонт, но и постройку промысловых судов.

В 1938 году была принята большая программа военного кораблестроения. Для ее выполнения ленинградские заводы были освобождены от постройки траулеров. Готовые корпуса и механизмы перевезли для достройки в Мурманск, первые из них – “Иван Папанин” и “Валерий Чкалов” – вошли в строй в 1940-м. В 1937-м в Мурманске были заложены первые траулеры собственной постройки. Считалось, что строительство рыболовецких судов удастся развернуть здесь, рядом с промысловой базой. Но спущенный на воду в декабре 1939 года РТ-107 “Михаил Громов”, как и второй – РТ-106 “Сталинская Конституция” (строительство началось в год принятия Основного закона Советского государства) смогли ввести в строй только после войны. Праздничный рапорт мурманских судостроителей, обещавших ежегодно строить по 10-12 траулеров, оказался слишком оптимистичным. Сказывались отсутствие опыта, слабость технической базы, а главное – специалистов (не последнюю роль сыграли репрессии конца тридцатых). Вскоре судостроителям Мурмана и вовсе пришлось отложить планы постройки современного рыболовного флота.

Ратные подвиги мирных кораблей

Трудовые достижения экипажей мурманских траулеров оказались заслонены подвигами, совершенными ими в годы Великой Отечественной войны. Названия “Туман” и “Пассат” в истории российского флота стоят в одном ряду с легендарным “Варягом”. Но рядом с ними не нашлось места для СКР-23 (бывшего РТ-57 “Смена”), в ноябре 1942 года вступившего в неравный бой с эскадрой, состоявшей из тяжелого крейсера “Адмирал Хиппер” и четырех эскадренных миноносцев противника. РТ-46 “Лосось”, войдя в состав Северного флота как тральщик Т-887, стал единственным траулером, награжденным боевым орденом Красного Знамени.

Рыболовные суда, отличавшиеся хорошей мореходностью, крепкими корпусами и опытными экипажами, традиционно составляли мобилизационный резерв военно-морского флота. Интересно, что в составе германского флота, базировавшегося в Северной Норвегии, также действовало 10-15 вооруженных траулеров. Мобилизация гражданских судов в начале войны была тщательно спланирована и подготовлена. Сторожевые корабли “Туман” и “Прилив” уже 24 июня вышли на выполнение боевой задачи. Развертывание мобилизованных траулеров было отработано двумя годами ранее. Во время советско-финляндской войны в состав Северного флота вошло 17 судов данного типа. После окончания боевых действий 4 РТ оставалось в составе военного флота, а остальные вернулись к военной профессии в 1941-м. Переоборудованным траулерам пришлось впервые испытать себя в новом качестве – они высаживали десант в Петсамо, тралили фарватеры, несли дозорную службу и участвовали в проводке конвоев.

Согласно мобилизационному плану 1941 года 28 траулеров подлежало включению в состав действующего флота и 20 – в резерв. Но постоянное расширение масштабов боевой деятельности потребовало дополнительных сил. В результате в течение всей войны в состав Северного флота в качестве сторожевых кораблей, тральщиков, посыльных и брандвахтенных судов входило 56 траулеров.

С началом войны часть траулеров, не подлежащих мобилизации, и оборудование ремонтных мастерских были эвакуированы в Архангельск. Но обострившаяся проблема продовольственного снабжения Севера заставила возобновить лов рыбы. Организовать промысел в Белом море не удалось, и траулеры были вынуждены возвратиться в районы, ставшие театром боевых действий.

Северному флоту передавались суда, материальная часть которых находилась в лучшем состоянии. Из 14 траулеров, остававшихся в Мурманске, половина не могла дать ход. Пришлось заново восстанавливать производственную базу, причем кроме ремонта судов и боевых кораблей здесь еще и выпускали минометы. Не хватало обученных рыбаков даже для сокращенных экипажей. Запасы топлива шли в первую очередь для нужд военного флота, а траулеры, демаскируя себя, коптили небо углем, поднятым с потопленных судов. Нередко вместо рыбы трал поднимал сорванные мины. За годы войны тралфлот потерял 7 траулеров, уничтоженных авиацией, кораблями и подводными лодками противника (без учета судов, восстановленных после выхода из строя, и 18 траулеров, на момент гибели входивших в состав Северного флота). Северный флот, перегруженный новыми задачами, связанными с обеспечением проводки союзных конвоев, не смог сразу организовать охрану или вооружить суда, находящиеся на промысле. Более того, с 1942 года немобилизованные суда вошли в состав Мурманской базы военизированного флота, то есть кроме своих функций выполняли задания военного командования (военные перевозки, участие в десантных операциях, дозорная служба). Тем не менее тралфлот выполнил задачу обеспечения фронта и тыла рыбой, а к 1944 году многие траулеры превзошли довоенный уровень годового вылова рыбы.

Последний причал

Эпоха бортовых траулеров завершилась в 1955 году, когда на Север прибыл первый большой морозильный рыболовный траулер “Пушкин”. Появление таких судов коренным образом изменило всю организацию рыбного промысла, но еще некоторое время “бортовики” составляли основу мурманского тралфлота. Последний построенный в Мурманске по довоенному проекту РТ-106 “Советская Конституция” (бывшая “Сталинская”) был исключен из состава флота в 1980 году. Некоторое время старые траулеры продолжали использоваться в качестве вспомогательных плавсредств.

Подвиги мурманских траулеров не забыты. Книги, музейные экспозиции, обелиск, открытый в Мурманске 9 мая 1975 года в память рыбаков тралового флота, погибших в годы войны. Но навсегда потерян шанс сохранить хотя бы один легендарный траулер в качестве плавучего музея. Сравнительно недавно в районе южных причалов Мурманского рыбного порта был разрезан корпус траулера РТ-309 “Мудьюжанин”, в годы советско-финляндской и Великой Отечественной войн воевавшего в составе Северного флота. В Териберке на территории судоремонтных мастерских сохраняли РТ-23 “Чайка”, построенный в 1930 году в Эмдене. И он, оказавшийся последним из первых мурманских траулеров, незаметно исчез в начале нового века, разделив судьбу древнего поморского села.

Мурманск не в первый раз стал последним причалом для знаменитых кораблей. Здесь в двадцатых годах закончилась история первой российской боевой подводной лодки “Дельфин”, а в 1966-м разделали “на иголки” первый в мире арктический ледокол “Ермак”. Такая же участь постигла траулеры, которым многим обязан наш город. Память, не опирающаяся на подлинные свидетельства, позволяющие почувствовать сопричастность с историей, оказывается слишком непрочной.

Дмитрий ЖАЛНИН, кандидат исторических наук

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2015/03/06/poterannyj-simvol-goroda

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

  • Презентация участниц юбилейного конкурса «Краса Заполярья 2017»:

    Уже 17 февраля в Lounge-cafe «Терраса» ты сможешь увидеть участниц юбилейного регионального конкурса «Краса Заполярья 2017»! 24 великолепные красавицы, уютная атмосфера, интересные конкурсы, подарки и целый вечер чарующей красоты! Начало в 20.30...

    Читать дальше

  • В Печенгском районе построят новый горнолыжный склон:

    Начинается строительство в районе города Заполярного нового спортивного объекта – горнолыжного спуска и трассы. С инициативой по строительству выступил депутат районного совета Руслан Белашов. Глава администрации Печенгского района Сергей Гончар у...

    Читать дальше

  • 80 Праздник Севера: конькобежный спорт:

    В Мончегорске состоялись соревнования по конькобежному спорту 80-го международного Праздника Севера. На зеркальных дорожках местного стадиона выступили 150 юных и взрослых ледовых скороходов из России, Норвегии и Италии. В рамках состязаний проше...

    Читать дальше

  • 80 Праздник Севера: моржи:

    В рамках 80-го международного Праздника Севера на Семеновском озере прошли соревнования по зимнему плаванию, которые собрали более 200 приверженцев аквайс-спорта из разных уголков России, а также Аргентины, Великобритании, США, Ирландии, ЮАР, Чехи...

    Читать дальше

  • Заполярную столицу украсит «Радуга талантов»:

    В Мурманске стартовал городской фестиваль творчества младших школьников «Радуга талантов». Организаторы фестиваля – комитет по образованию администрации города Мурманска и Городской информационно-методический центр работников образования. Тради...

    Читать дальше

  • Мурманские школьники стали участниками Сводного детского хора России:

    Сводный детский хор создан по инициативе Всероссийского хорового общества под руководством художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. В его состав вошли 1 000 ребят в возрасте от 9 до 14 лет из всех 83 регионов страны. Детс...

    Читать дальше

  • Жилье для молодых и многодетных:

    Сегодня в администрации Мурманска начался прием документов от молодых и многодетных семей, желающих получить субсидию на приобретение жилья. В рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей» город предоставляет соц...

    Читать дальше

  • В Мурманске открывается Школа традиционной русской культуры:

    4 декабря в 10.00 в Мурманском областном Дворце культуры и народного творчества состоится открытие Школы традиционной русской культуры. Ее целью является создание условий для сохранения и популяризации традиций русской песенной культуры. Она соз...

    Читать дальше

  • В Мурманске начал работу молодёжный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»:

    С 26 по 29 ноября 2013 года на базе центра дополнительного образования детей «Лапландия» состоится главный Молодёжный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее». В его рамках проводятся VIII Соревнование молодых исследователей программы «Ш...

    Читать дальше

  • Екатерина Рякина представила Мурманск в финале «Красы России 2013»:

    Екатерина Рякина представила Мурманск в финале «Красы России 2013»На финальном шоу «Красы России 2013» в Москве победительница регионального конкурса «Краса Заполярья 2013» Екатерина Рякина завоевала титул Второй Юной Красы России. 25 ноября в Мо...

    Читать дальше

  • Наши юные хоккеисты стали победителями I этапа «Кубка Третьяка»:

    Команда юных хоккеистов «Хаски» (9-10 лет) из Мурманской области стала лидером I этапа Всероссийского хоккейного турнира «Кубок Владислава Третьяка», а наши вратарь и нападающий названы лучшими игроками турнира. В Ленинградской области состоялся ...

    Читать дальше

  • Время вставать на лед: сезон массового катания открыт:

    14 октября открыл сезон каток на Стадионе «Строитель», а в течение зимы в городе запланирована работа 20 бесплатных катков: на городских стадионах, в скверах, около школ и на Семеновском озере. На улице гололед, что впору надевать коньки и гнать п...

    Читать дальше

  • Детвору Мурманской области приглашают принять участие в конкурсе «С любовью к маме»:

    23 ноября в 13.30 во Дворце культуры и народного творчества им. С.М.Кирова состоится награждение участников и победителей конкурса детского творчества «С любовью к маме», приуроченного ко Дню матери России. Любой желающий в возрасте от 5 до 14 ле...

    Читать дальше

  • Заполярные мастера представят свое искусство в рамках II Мурманской Международной деловой недели:

    19 ноября в 12.30 в Ледовом Дворце спорта в рамках работы II Мурманской Международной деловой недели состоится торжественное открытие региональной выставки-ярмарки мастеров прикладного  искусства «Золотые руки мастеров», которая будет представлена...

    Читать дальше

  • Школьники Мурманской области приняли участие во всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России»:

    В Ярославле прошел всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России». В нем приняли участие школьники из Мурманска и области: Елизавета Зайцева, ученица 11 класса Мурманского международного лицея, Анна Бушлякова, ученица 11 класса лицея...

    Читать дальше

  • Конкурс граффити-эскизов для оформления городской библиотеки:

    Стартовал конкурс граффити-эскизов для оформления уличных стен Центральной детской городской библиотеки (ул. Беринга, 28). Называется он «Библиотека. Чтение. Книга». Для участия необходимо предоставить заявку и эскиз с изображением в стиле графф...

    Читать дальше

  • Эстафета Олимпийского огня прибудет в Мурманск 30 октября:

    Мероприятия в спортивном комплексе «Долина Уюта» начнутся в этот день в 15 часов 30 мин. Церемония встречи огня состоится в 16.30, и через 15 минут будет дан старт первому факелоносцу. Общая протяженность маршрута Эстафеты составляет более 16 км. ...

    Читать дальше

  • Мурманску – чистые дворы и дома:

    Начался прием заявок на участие в общегородских конкурсах на лучшее санитарно-техническое содержание многоквартирного дома «Чистый дом» и лучшее благоустройство дворовых территорий «Чистый двор». Мероприятия организованы городским комитетом по жи...

    Читать дальше

  • Сегодня в России отмечается День молодежи:

    Это праздник 35 миллионов человек, именно столько, по данным Росстата, в России молодёжи - почти четверть населения страны. Мурманская область по-настоящему может гордиться достижениями молодежи. Юность - прекрасное время в жизни каждого человек...

    Читать дальше

  • С 1 июля в Мурманской области спиртное ночью будет не купить:

    Управление по лицензированию Мурманской области повторно обращает внимание организаций и граждан, что в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области с 1 июля 2013 года розничная продажа всех видов алкогольной продукции (в том чис...

    Читать дальше

Все новости Мурманска и Мурманской области >>