100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Потерянный символ города

Опубликовано
2033 дн. назад

На гербе нашего города изображено стилизованное морское судно. А какое судно можно было бы назвать символом нашего города? Не океанские сухогрузы, не мощные ледоколы, а небольшие пароходы – рыболовные траулеры, как принято говорить, “скромные труженики” сформировали облик Мурманска.

Второе рождение Мурманска

В начале 20-х годов в Мурманске отсутствовало все то, что делает город городом. Скопление безликих строений, существовавшее как придаток железнодорожной станции и опустевшего после окончания войны порта. Объем внешней торговли Советской России сократился настолько, что у Мурманского порта не было работы, а у самого молодого города страны – перспектив.

Новая жизнь Мурманска началась в 1924 году с переводом из Архангельска базы тралового лова. Базирование в незамерзающем Кольском заливе позволило избавиться от сезонности, освоить новые районы промысла. Но первоначально лов велся траулерами, переоборудованными из тральщиков расформированной флотилии Северного Ледовитого океана, возраст которых усугублялся отсутствием надлежащего содержания и ремонта.

С 1927 года началась закупка в Германии и Италии новых траулеров для Севера и Дальнего Востока, а в 1928-м Совнарком принял решение о постройке подобных судов в Ленинграде и Севастополе. Эти суда относились к классу траулеров с бортовым спуском трала и обработкой рыбы на открытой палубе, имели одинаковую конструкцию и сходные технические данные (за основу был взят проект немецкой фирмы “Дойче Верфт”). Прочные клепаные корпуса обеспечивали достаточную мореходность. Паровые двигатели немецкого производства отличались надежностью (только 10 судов были оснащены дизелями, но по мощности и скорости уступали угольным). С 1929 года траулеры, купленные за границей, стали приходить на Север. В следующем году ленинградская Северная верфь спустила на воду свой первый траулер РТ-57 “Смена”, и вскоре Мурманский траловый флот стал пополняться судами отечественной постройки. К началу Великой Отечественной войны на Севере вели промысел больше восьмидесяти траулеров.

С появлением новых траулеров связано превращение северных морей в крупнейший отечественный район рыбного промысла (ранее таковым традиционно являлся Волго-Каспийский бассейн). Но приход в Мурманск новых судов не сразу оправдал ожидания. Местные газеты того времени много писали о “достижениях” тралфлота – низкой дисциплине, хроническом невыполнении плана, высокой аварийности. Виной всему был человеческий фактор. Команды траулеров в значительной степени комплектовались за счет людей, приехавших за длинным рублем, привлечь и удержать в Мурманске специалистов было нечем. Вахтовый метод освоения природных богатств Севера не выдержал проверку практикой.

Ситуацию удалось изменить, только создав нормальные условия для жизни моряков тралового флота и их семей. 27 января 1932 года Советское правительство приняло постановление о перспективах развития Мурмана. Временное поселение стало превращаться в современный город. Для командного состава (капитанов, штурманов, тралмейстеров и т. п.) начали возводиться каменные многоэтажки, а для рыбаков, еще не успевших обзавестись семьями, был построен Дом междурейсового отдыха – самое высокое здание в Мурманске с библиотекой, кинозалами и бассейном. По сей день являющаяся культурным центром заполярной столицы “Кировка” возникла в 1932 году как Дом культуры рыбаков. Больница, детские сады, школы (а для них – учительский техникум, прародитель нынешнего гуманитарного университета), библиотеки, магазины… В 1931-м начал работу морской рыбный техникум – это уже было кардинальным решением кадровой проблемы.

Техническая реконструкция, начавшаяся с приходом на Север траулеров типа РТ, способствовала развитию инфраструктуры Мурманска. Первое время существовала диспропорция между рыбодобывающим флотом и обрабатывающими предприятиями. В 1927 году в Мурманске вошла в строй первая очередь рыбного порта. К 1934 году рыбокомбинат объединял 8 заводов и 4 самостоятельных цеха. Развивалась судоремонтная база, обеспечивавшая не только ремонт, но и постройку промысловых судов.

В 1938 году была принята большая программа военного кораблестроения. Для ее выполнения ленинградские заводы были освобождены от постройки траулеров. Готовые корпуса и механизмы перевезли для достройки в Мурманск, первые из них – “Иван Папанин” и “Валерий Чкалов” – вошли в строй в 1940-м. В 1937-м в Мурманске были заложены первые траулеры собственной постройки. Считалось, что строительство рыболовецких судов удастся развернуть здесь, рядом с промысловой базой. Но спущенный на воду в декабре 1939 года РТ-107 “Михаил Громов”, как и второй – РТ-106 “Сталинская Конституция” (строительство началось в год принятия Основного закона Советского государства) смогли ввести в строй только после войны. Праздничный рапорт мурманских судостроителей, обещавших ежегодно строить по 10-12 траулеров, оказался слишком оптимистичным. Сказывались отсутствие опыта, слабость технической базы, а главное – специалистов (не последнюю роль сыграли репрессии конца тридцатых). Вскоре судостроителям Мурмана и вовсе пришлось отложить планы постройки современного рыболовного флота.

Ратные подвиги мирных кораблей

Трудовые достижения экипажей мурманских траулеров оказались заслонены подвигами, совершенными ими в годы Великой Отечественной войны. Названия “Туман” и “Пассат” в истории российского флота стоят в одном ряду с легендарным “Варягом”. Но рядом с ними не нашлось места для СКР-23 (бывшего РТ-57 “Смена”), в ноябре 1942 года вступившего в неравный бой с эскадрой, состоявшей из тяжелого крейсера “Адмирал Хиппер” и четырех эскадренных миноносцев противника. РТ-46 “Лосось”, войдя в состав Северного флота как тральщик Т-887, стал единственным траулером, награжденным боевым орденом Красного Знамени.

Рыболовные суда, отличавшиеся хорошей мореходностью, крепкими корпусами и опытными экипажами, традиционно составляли мобилизационный резерв военно-морского флота. Интересно, что в составе германского флота, базировавшегося в Северной Норвегии, также действовало 10-15 вооруженных траулеров. Мобилизация гражданских судов в начале войны была тщательно спланирована и подготовлена. Сторожевые корабли “Туман” и “Прилив” уже 24 июня вышли на выполнение боевой задачи. Развертывание мобилизованных траулеров было отработано двумя годами ранее. Во время советско-финляндской войны в состав Северного флота вошло 17 судов данного типа. После окончания боевых действий 4 РТ оставалось в составе военного флота, а остальные вернулись к военной профессии в 1941-м. Переоборудованным траулерам пришлось впервые испытать себя в новом качестве – они высаживали десант в Петсамо, тралили фарватеры, несли дозорную службу и участвовали в проводке конвоев.

Согласно мобилизационному плану 1941 года 28 траулеров подлежало включению в состав действующего флота и 20 – в резерв. Но постоянное расширение масштабов боевой деятельности потребовало дополнительных сил. В результате в течение всей войны в состав Северного флота в качестве сторожевых кораблей, тральщиков, посыльных и брандвахтенных судов входило 56 траулеров.

С началом войны часть траулеров, не подлежащих мобилизации, и оборудование ремонтных мастерских были эвакуированы в Архангельск. Но обострившаяся проблема продовольственного снабжения Севера заставила возобновить лов рыбы. Организовать промысел в Белом море не удалось, и траулеры были вынуждены возвратиться в районы, ставшие театром боевых действий.

Северному флоту передавались суда, материальная часть которых находилась в лучшем состоянии. Из 14 траулеров, остававшихся в Мурманске, половина не могла дать ход. Пришлось заново восстанавливать производственную базу, причем кроме ремонта судов и боевых кораблей здесь еще и выпускали минометы. Не хватало обученных рыбаков даже для сокращенных экипажей. Запасы топлива шли в первую очередь для нужд военного флота, а траулеры, демаскируя себя, коптили небо углем, поднятым с потопленных судов. Нередко вместо рыбы трал поднимал сорванные мины. За годы войны тралфлот потерял 7 траулеров, уничтоженных авиацией, кораблями и подводными лодками противника (без учета судов, восстановленных после выхода из строя, и 18 траулеров, на момент гибели входивших в состав Северного флота). Северный флот, перегруженный новыми задачами, связанными с обеспечением проводки союзных конвоев, не смог сразу организовать охрану или вооружить суда, находящиеся на промысле. Более того, с 1942 года немобилизованные суда вошли в состав Мурманской базы военизированного флота, то есть кроме своих функций выполняли задания военного командования (военные перевозки, участие в десантных операциях, дозорная служба). Тем не менее тралфлот выполнил задачу обеспечения фронта и тыла рыбой, а к 1944 году многие траулеры превзошли довоенный уровень годового вылова рыбы.

Последний причал

Эпоха бортовых траулеров завершилась в 1955 году, когда на Север прибыл первый большой морозильный рыболовный траулер “Пушкин”. Появление таких судов коренным образом изменило всю организацию рыбного промысла, но еще некоторое время “бортовики” составляли основу мурманского тралфлота. Последний построенный в Мурманске по довоенному проекту РТ-106 “Советская Конституция” (бывшая “Сталинская”) был исключен из состава флота в 1980 году. Некоторое время старые траулеры продолжали использоваться в качестве вспомогательных плавсредств.

Подвиги мурманских траулеров не забыты. Книги, музейные экспозиции, обелиск, открытый в Мурманске 9 мая 1975 года в память рыбаков тралового флота, погибших в годы войны. Но навсегда потерян шанс сохранить хотя бы один легендарный траулер в качестве плавучего музея. Сравнительно недавно в районе южных причалов Мурманского рыбного порта был разрезан корпус траулера РТ-309 “Мудьюжанин”, в годы советско-финляндской и Великой Отечественной войн воевавшего в составе Северного флота. В Териберке на территории судоремонтных мастерских сохраняли РТ-23 “Чайка”, построенный в 1930 году в Эмдене. И он, оказавшийся последним из первых мурманских траулеров, незаметно исчез в начале нового века, разделив судьбу древнего поморского села.

Мурманск не в первый раз стал последним причалом для знаменитых кораблей. Здесь в двадцатых годах закончилась история первой российской боевой подводной лодки “Дельфин”, а в 1966-м разделали “на иголки” первый в мире арктический ледокол “Ермак”. Такая же участь постигла траулеры, которым многим обязан наш город. Память, не опирающаяся на подлинные свидетельства, позволяющие почувствовать сопричастность с историей, оказывается слишком непрочной.

Дмитрий ЖАЛНИН, кандидат исторических наук

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2015/03/06/poterannyj-simvol-goroda

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

  • ВНИМАНИЮ ГРАЖДАН!:

    Во вторник 29 сентября с 16.00 начальник УФСИН России по Мурманской области Дмитрий Анатольевич Тарасов проводит приём граждан по личным вопросам в режиме аудиосвязи.

  • Представители УФСИН приняли участие в заседании региональной комиссии по вопросам помилования нового состава:

    В Мурманске состоялось первое заседание обновлённой комиссии по вопросам помилования на территории Мурманской области.

  • Детский омбудсмен Мурманской области посетила следственный изолятор №1:

    Следственный изолятор города Мурманска посетила Уполномоченная по правам ребенка в Мурманской области Алевтина Андреева.

  • Зеленоборская колония пополнила экспонатный фонд школьного музея:

    Коллектив колонии-поселения №20 преподнес в дар краеведческому музею санаторной школы-интерната посёлка Зеленоборский народный костюм саамов.

  • В правительстве Мурманской области обсуждали вопросы привлечения осуждённых к труду:

    В правительстве Мурманской области состоялась рабочая встреча начальника регионального УФСИН Дмитрия Тарасова и заместителя губернатора области Дмитрия Филиппова.

  • Сотрудники УФСИН провели для мурманской молодёжи профориентационное занятие:

    В Молодёжном центре гражданско-патриотического воспитания МАУ МП «Объединение молодежных центров» в рамках реализации программы «Во славу России» прошла профориентационная встреча по отбору кандидатов в образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний.

  • В УФСИН Заполярья определили лучших стрелков из автомата:

    На стрельбище в посёлке Ревда прошло первенство УФСИН  России по Мурманской области по стрельбе из автомата Калашникова. Побороться за звание чемпиона собрались лучшие стрелки из всех учреждений УИС региона. В составе каждой команды было двое мужчин и одна женщина.


  • В ревдинской колонии предотвратили доставку запрещённых предметов:

    При досмотре почтовой посылки, поступившей осуждённому от жительницы Мурманска, в упаковке твёрдого дезодоранта были обнаружены две сим-карты.

  • Установлено и задержано десять лиц, находящихся в федеральном розыске за УФСИН России по Мурманской области:

    В Мурманской области прошло межгосударственное оперативно-профилактическое мероприятие «Розыск», в котором приняли участие сотрудники группы розыска УФСИН России по Мурманской области.

  • В апатитском следственном изоляторе осуждённых приобщают к волонтёрскому движению:

    Сотрудники воспитательной службы следственного изолятора №2 при организационной поддержке молодежного социального центра г. Апатиты провели для осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию учреждения познавательно-мотивационное мероприятие «Кто такие волонтеры?».

  • Сотрудники колонии особого режима обнаружили запрещённые предметы в посылке:

    Сотрудники отдела безопасности мурмашинской исправительной колонии особого режима №16 при досмотре посылки, пришедшей на имя осужденного от гражданки, проживающей в Новгородской области, обнаружили внутри данного почтового отправления ряд запрещённых предметов.

  • Сотрудник УФСИН России по Мурманской области победил в трёхсуточном сверхмарафоне, пробежав 352 км 800 м:

    17 сентября на спортивном стадионе в Череповце был дан старт единственному в России трехсуточному сверхмарафону. Лишь шесть человек со всех уголков нашей Родины решили испытать себя в столь длительном забеге. Одним из этих отважных бегунов стал сотрудник УФСИН России по Мурманской области Василий Комиссаров - известный в регионе и за его пределами ультрамарафонец и скайранер.

  • В гостях у бойцов отдела специального назначения «Айсберг» побывали юные северяне:

    Базу отдела специального назначения «Айсберг» УФСИН России по Мурманской области посетила группа воспитанников Молодежного центра гражданско-патриотического воспитания.

  • ВНИМАНИЮ ГРАЖДАН!:

    Во вторник 22 сентября с 16.00 начальник УФСИН России по Мурманской области Дмитрий Анатольевич Тарасов проводит приём граждан по личным вопросам в режиме аудиосвязи.

  • Заместитель прокурора Мурманской области посетил следственный изолятор №2:

    В сопровождении начальника УФСИН России по Мурманской области Дмитрия Тарасова заместитель прокурора области Сергей Швецов посетил следственный изолятор, расположенный в городе Апатиты.

  • Руководитель УФСИН России по Мурманской области принял участие в работе региональной антинаркотической комиссии:

    В Правительстве Мурманской области в режиме видеоконференцсвязи прошло очередное заседание региональной антинаркотической комиссии, в работе которого принял участие начальник УФСИН России по Мурманской области Дмитрий Тарасов.

  • УФСИН России по Мурманской области приступает к реализации нового совместного социального проекта:

    В частном учреждении социального обслуживания «Социальный центр - SOS Мурманск» состоялся круглый стол по реализации проекта «SOS - ДРАЙВЕР». В рабочей встрече приняли участие представители организаций - партнёров проекта, основным из которых является УФСИН России по Мурманской области.

  • 17 сентября – День пенсионной службы УИС:

    Руководство УФСИН поздравляет сотрудников пенсионной службы уголовно-исполнительной системы Мурманской области с профессиональным праздником!

  • Мурманская колония успешно выполнила ответственный производственный контракт:

    В Североморском кадетском корпусе появилось 50 комплектов новой мебели для спальных помещений общежития. Кровати металлические и прикроватные тумбочки по индивидуальному заказу учебного заведения изготовили на производственных мощностях центра трудовой адаптации осуждённых исправительной колонии №17.

  • В зеленоборской колонии соревновались любители известной интеллектуальной игры:

    Сотрудники воспитательной службы зеленоборской колонии - поселения №20 провели для осуждённых игру «Что? Где? Когда?», приуроченную к 45-летию создания данного популярного интеллектуального состязания.

  • Предотвращена попытка доставки запрещённых предметов в ревдинскую колонию:

    Сотрудники отдела охраны исправительной колонии строгого режима №23 заметили, что к охраняемой территории учреждения приближается легковой автомобиль с нечитаемыми регистрационными номерами.

  • Ответственные за энергоснабжение сотрудники УФСИН повышали квалификацию:

    В УФСИН России по Мурманской области на базе мурмашинской ИК-16 прошёл учебно-методический сбор сотрудников учреждений и подразделений, на которых возложены функции по организации и обеспечению эксплуатации, технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования, систем водо- и энергоснабжения.

  • Сотрудникам отдела по конвоированию УФСИН напомнили о безопасности дорожного движения:

    В отделе по конвоированию УФСИН России по Мурманской области прошло занятие по служебной подготовке, целиком посвящённое вопросам безопасности дорожного движения.

  • Руководитель УФСИН провёл рабочую встречу с представителями взаимодействующих органов:

    В УФСИН России по Мурманской области состоялось совещание при врио начальника пенитенциарного ведомства Алексее Князькине с участием представителей региональных УМВД, УФСБ и Министерства цифрового развития.

  • ВНИМАНИЮ ГРАЖДАН!:

    Во вторник 15 сентября с 16.00 начальник УФСИН России по Мурманской области Дмитрий Анатольевич Тарасов проводит приём граждан по личным вопросам в режиме аудиосвязи.

  • Начальник отдела специального назначения УФСИН России по Мурманской области принял участие в юбилейном митинге:

    В Мурманске на базе войсковой части № 02098 состоялся торжественный митинг в честь 100-летия отечественного танкостроения и предстоящего Дня танкиста, в котором приняли участие представители инженерных подразделений Северного флота и Западного военного округа, воины-интернационалисты, участники антитеррористической операции на Северном Кавказе.

  • Коллектив отдела по конвоированию УФСИН провёл День витамина:

    По сложившейся в последние годы традиции в отделе по конвоированию УФСИН России по Мурманской области прошло оздоровительное и одновременно «вкусное» мероприятие - День витамина.

  • В учреждениях УФСИН прошли мероприятия ко Дню грамотности:

    В исправительных учреждениях УФСИН России по Мурманской области сотрудники воспитательной службы и преподаватели школ при колониях провели для осуждённых ряд мероприятий, посвящённых Международному дню грамотности.

  • В эфире «Большого радио» расскажут о реализации прав осуждённых на получение школьного и среднего профессионального образования:

    Не пропустите прямой эфир программы 10 сентября в 13.00 на волнах «Большого Радио» (106.9 FM). Телефон эфира – 45-09-45

  • Руководители УФСИН России по Мурманской области и Управления по реализации антикоррупционной политики обсудили вопросы взаимодействия в сфере профилактики и противодействия коррупции:

    Сегодня в рамках рабочей встречи врио начальника УФСИН России по Мурманской области Алексей Князькин и начальник Управления по реализации антикоррупционной политики Артем Долгов обсудили актуальные проблемы профилактической работы в рамках организации противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>