Мурманск
Кольский полуостров, Северо-Запад России
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Прыжки с парашютом у Дома культуры
Опубликовано2474 дн. назад
Многим из нас это памятно с детства. Фильм “Тимур и его команда”. Тимур помогает Жене подготовиться к первому в ее жизни прыжку. Раскрытый купол. Неоглядная даль. Гневный взгляд старшей сестры Ольги и смущенный – дяди Тимура Георгия в исполнении замечательного Леонида Куравлева… Парашютные вышки – романтика 30-х.
Дело чести
Когда-то эти почти забытые ныне сооружения стояли по всей стране. Первое в мире социалистическое государство готовилось себя защищать, а потому всемерно развивало военизированные виды спорта. Но одной только подготовкой к защите Родины невероятную популярность инженерных конструкций, позволяющих имитировать прыжок с парашютом, не объяснить. Было что-то еще. Возможно, неуловимое и пьянящее ощущение полета, свободы, оторванности от всего земного, которое они на краткий миг позволяли испытать. Так или иначе накануне войны всякий уважающий себя населенный пункт СССР считал делом чести иметь такую постройку, воспринимавшуюся не просто как любимый молодежью аттракцион, но, в первую очередь, как знак соответствия требованиям современности, символ технического прогресса. Не был исключением и Мурманск.
Первая отечественная парашютная вышка вошла в строй 10 мая 1933 года в пригороде Ленинграда Пушкине. Мурманчане, являвшиеся в ту пору жителями Ленинградской области, на происшедшее откликнулись быстро. “Группа руководящего актива обкома ВЛКСМ тренируется сейчас на прыжках со специальной вышки, готовясь к прыжкам с аэроплана с большой высоты, – сообщала “Полярная правда” 16 июня 1933 года. – Необходимо поставить вопрос о постройке тренировочной вышки для прыжков с парашютом”. Тогда же мурманские активисты Осоавиахима провозгласили лозунг: “На тренировочную вышку, на планер!”. Парашютная мечта исполнилась не сразу. Проследить за тем, как она воплощалась в жизнь, помогут документы Государственного архива Мурманской области.
Первая за Полярным кругом
17 июня 1935 года члены президиума Ленинградского областного совета Осоавиахима констатировали, что на территории Мурманского округа “идет подготовка к строительству 3-х парашютных вышек”. Первую из них, являвшуюся также первой вышкой за Полярным кругом, решили построить в Мурманске. 7 сентября 1935-го окружной исполком выделил на ее сооружение 30 тысяч рублей, а позже – еще 15 тысяч. Место для вышки отвели в самом центре города – неподалеку от Дома культуры. В качестве материала выбрали дерево – металл оказался слишком дорог. Слесарь Мурманского торгового порта Фриц Лауренц был командирован в Ленинград “для подготовки на инструктора парашютного дела”. Вскоре строительство началось.
Шло оно поначалу ни шатко ни валко. В постановлении бюро Мурманского окружкома ВКП(б) от 25 декабря 1935 года указано, что срок сдачи объекта перенесен на 15 января 1936-го и что необходимо дополнительно “выделить для этой цели 15 плотников”. После того как очередная дата ввода вышки в эксплуатацию осталась позади, дело доверили стахановской бригаде Мурснабстроя под руководством бригадира Тарелкина. Стройка резко набрала обороты. “Бригада работает круглые сутки, – информировала читателей “Полярка” 27 января 1936 года. – 20 января на общем собрании бригада взяла на себя обязательство окончить за Ленинский стахановский трехдневник вторую площадку. (Как видите, годовщина смерти Ленина отмечалась в СССР не только траурными мероприятиями, но и ударным трудом. – Д. Е.). Свое обязательство бригада выполнила и решила все плотничные работы закончить к 3 февраля, после чего начнутся работы по монтажу вышки”.
Фурор в Мурманске и окрестностях
23 марта бывший слесарь Лауренц получил свидетельство об окончании школы при ленинградском аэроклубе. В апреле наладку 25-метровой вышки закончили и после пробных прыжков, в Первомайские дни 1936 года она начала действовать. И сразу произвела в заполярной столице и ее окрестностях настоящий фурор! Желающие совершить прыжок выстраивались в длинные очереди. Из близлежащих и отдаленных сел приезжали целые делегации, требовавшие, чтобы всем, кто входил в их состав, обязательно позволили прыгнуть. “Парашютная вышка около Дома культуры посещается очень охотно молодежью Мурманска”, – констатировала в конце мая газета “Звезда Заполярья”. Каждому посетителю выдавали документ, подтверждающий, что его полет под куполом парашюта действительно состоялся.
Руководство мурманского Осоавиахима строило смелые планы, собираясь в будущем “пропустить” через вышку большую часть населения заполярной столицы. В ближайшей же перспективе предстояло “организовать систематические прыжки с парашютной вышки комсомольцев мурманской организации, а также… коллективные выезды комсомольцев и молодежи Кольского, Полярного районов. Предусмотреть организацию прыжков участников совещания женской молодежи и пленума окружкома ВЛКСМ… Организовать окружную школу инструкторов парашютного спорта”. Кто знает, каких высот могло достичь в Мурманске парашютное дело, если бы все намеченное удалось осуществить. Но – не случилось.
Закрылась, не начав работать
“Выбрав свободное время, 25 молодых колхозников из белокаменского колхоза “Похянтяхтио” (“Полярная звезда”) отправились в Мурманск. Они собрались посмотреть на мурманскую парашютную вышку, а потом и совершить прыжок… однако на этот раз молодым колхозникам пришлось горько разочароваться, – поясняла 18 августа 1936 года “Полярная правда”. – Правда, вышку-то они осмотрели и очень внимательно, а вот прыгнуть так и не удалось. Некоторые из них, ради любопытства больше, забрались на самую верхнюю площадку вышки и, простояв там некоторое время, спустились на землю – тоже без помощи парашюта, больше надеясь на собственные ноги. С тем и уехали обратно в колхоз”. Та же участь постигла вскоре делегации моряков Северной военной флотилии, строителей судоремонтного завода Главсевморпути, работников рыбокомбината, сотрудников Мурманторга и многих других, выражаясь языком осоавиахимовцев тех лет, “крупных заказчиков”, не говоря уже об обычных, “неорганизованных” горожанах.
Правда, до конца 1936 года мурманчане еще успели совершить 7300 прыжков, но затем парашютная вышка закрылась, не успев еще толком начать работать. Сперва выяснилось, что при прыжках не соблюдаются необходимые меры безопасности и нужно оборудовать площадку для приземления: огородить ее забором и засыпать опилками. Потом обнаружилось, что вышку построили из негодного сырого леса. В итоге древесина рассохлась и все сооружение пришло в аварийное состояние. Понадобился срочный ремонт, а для него, в свою очередь, потребовались деньги, которых неоткуда было взять. В постановлении оргбюро ЦК ВЛКСМ по Мурманской области “О работе окружного совета Осоавиахима”, утвержденном 29 сентября 1938 года, отдельно отмечалось, что “вышка все лето стояла без движения, а инструктор… был отпущен в отпуск”.
Помеха строительству
Окончательно решил судьбу парашютной вышки президиум Мурманского горсовета. Осенью 1938-го им было принято постановление о постройке рядом с Домом культуры двух жилых домов Севморпути. Одно из этих исчезнувших ныне двухэтажных деревянных зданий предполагалось разместить как раз на том месте, где стояла бездействующая вышка. Парашютный тренажер, бывший еще не так давно местом всеобщего паломничества горожан, мешал строительству, и его разобрали. Поначалу считалось – временно. Деревянное сооружение хотели перенести на новое место – у кинотеатра “Северное сияние”. Но когда его стали демонтировать, оказалось, что для переноски оно не пригодно.
Правда, совсем отказываться от вышки мурманчанам не хотелось. Поэтому управление Севморпути решило возместить осоавиахимовцам заполярной столицы стоимость ликвидированной конструкции и перевело на их счет 48 тысяч рублей. На эти деньги решили возвести более высокую – 37 метров – и более прочную – металлическую – парашютную вышку. Но, увы, намерения так и остались намерениями.
8 марта 1939 года был арестован и приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей происходивший из поволжских немцев Фриц Филиппович Лауренц. Заменивший его инструктор по парашютному спорту Кудряшов предпринимал отчаянные усилия, писал в Запорожсталь и Стальмост, но успеха так и не добился. Летом 1940 года часть средств, предназначавшихся для строительства новой вышки, перевели на ремонт городских тиров. Накануне войны мурманская молодежь ностальгически вспоминала те золотые дни, когда она “имела свою парашютную вышку. Вышка деревянная, невысокая, невзрачная на первый взгляд, но все это ничего. Главное, что на ней был парашют и молодые парни и девушки целые вечера проводили… совершая с 25-метровой вышины прыжки на землю”.
Так закончилась история мурманской парашютной вышки – первой за Полярным кругом. После Победы в областном центре вновь появилась конструкция для имитации прыжков с парашютом. И горожане опять смогли увидеть над собой белый купол, испытать ощущение полета, почувствовать, как плывет навстречу земля. Но то была уже иная эпоха и совершенно другая история.
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2015/09/25/pryzki-s-parasutom-u-eoma-kul-tury
Больше информации о: ДК Кирова, Ермолаев, Звезда Заполярья, Кольский, Кудряшов, Куравлев, Лауренц, Мурснабстрой, Полярная звезда, Полярная правда, Полярный круг, Северное сияние, Севморпуть, Тарелкин, архив
Новости Мурманска
0No feed items.
Все новости Мурманска и Мурманской области >>