100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Как начинался "Путь к причалу"

Опубликовано
2855 дн. назад

Этот фильм давно стал классическим. Любовь зрителей он завоевал сразу, с самой премьеры, а звучащую в нем “Песню о друге” распевала когда-то вся страна. Этот фильм – один из самых мурманских, и заполярная столица в кадре – не просто фон для происходящего. Она – полноценный персонаж, полноправный герой. Недаром копия ленты, о которой я пишу, хранится в коллекции кинодокументов Государственного архива Мурманской области. Причем берегут ее не на DVD-диске и не на каком-либо другом электронном носителе, а на 35-миллиметровой кинопленке – в том виде, в каком крутили когда-то в кинотеатрах и клубах областного центра, показывали в воинских частях и на судах, находящихся в рейсе. Этот фильм – “Путь к причалу”.

На съемках фильма “Путь к причалу”. Первый слева – Виктор Конецкий. Второй справа – Георгий Данелия. Сценарий картины написал Виктор Конецкий – в ту пору, в начале 60-х, начинающий, мало кому известный литератор. По сюжету главный герой – старый, угрюмый, одинокий и в море, и на берегу Росомаха – боцман спасательного буксира “Кола”. Буксир тащит в Мурманск, на слом, отслуживший свое корабль “Полоцк”, на котором Росомаха когда-то воевал. Начинается шторм. Спасатель получает сигнал бедствия – тонет лесовоз. Для того чтобы успеть оказать помощь, нужно освободиться от “Полоцка”. На “Полоцке” четыре человека: Росомаха и три матроса, они сами должны принять решение. Если обрубят трос – могут погибнуть. Решают – рубить. “Полоцк” налетает на скалы. Спасаются все, кроме боцмана.

Тень “Варяга” над траулером

В основе сценария лежали реальные события, произошедшие во время службы Конецкого на судах 441-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы Северного флота.

“Редкий для меня случай, – вспоминал он с присущим ему юмором много лет спустя, – в рассказе “Путь к причалу” у главного героя, боцмана Росомахи, существовал прототип. Это был мичман Росомахин. Мы плавали с ним на спасателе в 1952 -1953 годы. Не только плавали, но и тонули, 13 января 1953 года у камней со “скупердяйским” названием Сундуки, в Баренцевом море, на восточном побережье острова Кильдин, севернее рейда с “веселым” названием Могильный. Мы спасали средний рыболовный траулер № 188. Но тень “Варяга” витала над этим траулером. Он спасаться не пожелалУшел с . Он нормальным утюгом пошел на грунт, как только был сдернут с камней, на которые вылетел. Аварийная партия разделилась на две неравные группы. Одна – полезла на кормовую надстройку, другая – на задирающийся к черным небесам нос: траулер уходил в воду кормой. Я оказался на кормовой надстройке и наблюдал оттуда за волнами, которые заплескивали в дымовую трубу. Температура воды минус один, воздуха минус шесть, ветер пять баллов, метель, полярная ночь, огромное желание спасти свою шкуру любой ценой. И когда подошел на вельботе капитан-лейтенант Загоруйко, я заорал и замахал ему. Я решил, что первыми надо снимать людей с кормовой надстройки, ибо нос будет дольше торчать над волнами. Я очень глубоко замотивировал решение. В корме – машина: наиболее тяжелая деталь – раз; чем глубже уходит в волны корма, тем труднее снять с нее людей, так как вокруг надстройки куча разных шлюпбалок, выгородок и другого острого железа – два; в носовом трюме нет пробоин и там образовалась воздушная подушка – три и т. д. и т. п. И тогда прототип моего литературного героя спас мне душу. Он заорал сквозь брызги, снег и ветер и грохот волн, что я щенок, что командиры аварийных партий и капитаны уходят с гибнущих кораблей последними. Если бы не его вопль, я попытался бы отбыть с траулера одним из первых, как нормальная крыса, и навсегда потерял бы уважение к самому себе, не говоря уже об уважении ко мне следователя и прокурора”.

Ушел с корабля предпоследним

Эту версию случившегося Конецкий опубликовал в очерке “Сценаристы и режиссеры”, намеренно изложив ее в комическом ключе, соответствующем духу всего произведения. На самом деле все было иначе – куда более жестоко и страшно. И никакого малодушия он не проявил. Скорее наоборот.

“Корабль стащили с камней, и он лег на другой борт. Залитые водой, заглохли помпы. Единственным спасением для нас было: аварийный корабль оттянут в море, и к его борту сможет подойти кто-нибудь из спасателей, чтобы взять людей. Единственная надежда была, что он не затонет раньше, – сообщал Конецкий брату Олегу 20 января 1953 года по горячим следам событий. – Я сидел спиной к морю и закуривал, когда корма стала очень быстро тонуть. Волна захлестнула кормовую надстройку и рухнула мне на колени. Когда я вскочил, вокруг бушевала вода, в ней отчаянно барахтались люди, перебираясь к рубке, которая торчала из воды. Корабль быстро кренился… Когда бросился к рубке, меня ударило волной, руки не выдержали и меня потащило к борту, но, очевидно, помирать было рано – вода хлынула в машинное отделение, вытолкнула из него воздух через раструбы вентиляторов, которые были рядом, и эта струя воздуха отбросила меня к рубке. Выступавшая над водой ее боковая стенка была сплошь покрыта людьми и нам со стариком-боцманом, который тоже замешкался в корме, места на ней не было. Волна отрывала руки, корабль продолжал погружаться кормой и кренился на левый борт. Я крикнул, чтобы люди переходили по поднимавшемуся правому борту (по его внешней части) в нос… Секунд за 40 они перешли на задравшийся нос. На рубке осталось нас четверо. Путь на нос для нас был уже закрыт – через весь спардек, перемахивая через оба борта, шли волны. Мы лежали на верхнем краю рубки, ноги были в воде, брызги заливали лицо. Крен прекратился, но корабль продолжало бить о камни, а нос “водило”.
Единственная оставшаяся в живых шлюпка… в первый раз подошла к нам минут через 30 после аварии. Как она подходила и как снимала людей, ты себе не представишь. Она сделала три рейса. Я ушел с корабля предпоследним”.

Работали, как обыкновенные грузчики

В конце 50-х Конецкий написал рассказ “Путь к причалу”, вошедший впоследствии в одну из его первых книжек. Затем подготовил сценарий, который попался на глаза молодому кинорежиссеру Георгию Данелия, только что выпустившему на экраны свою первую картину.

“Следующий фильм снимать было страшно, – рассказывал Георгий Николаевич. – Конечно, хотелось такого же успеха, призов на фестивале, статей в газетах… но я понял: буду рассчитывать на успех – вообще ничего не сниму. Не надо думать о результатах. Надо снимать то, что самому нравится и за что потом не будет стыдно. И я взял в Первом объединении сценарий Виктора Конецкого “Путь к причалу”.

Часть действия фильма должна была происходить в Арктике. Для доработки сценария и лучшего изучения натуры Данелия и Конецкий отправились в творческую командировку по Северному морскому пути. Попутчиком их был еще один кинорежиссер – Игорь Таланкин. 7 сентября 1960 года на ледокольном пароходе “Леваневский” они отплыли в Восточный сектор Арктики для снабжения отдаленных и труднодоступных островных полярных станций.

Путешествие продолжалось два с половиной месяца и работать соавторам будущей картины пришлось не только творчески. В Восточно-Сибирском море севернее Новосибирских островов на 75 градусе северной широты лежит остров Жохова. “Леваневский” оказался первым за три года судном, которому удалось пробиться к острову и расположенной на нем полярной станции, оказавшейся из-за недостатка снабжения на грани закрытия. Началась выгрузка.

“Работали и Данелия, и Таланкин, – писал Конецкий. – Работали, как обыкновенные грузчики. Только выгрузка была необыкновенная. Судно стояло далеко от берега. Ящики с кирпичом, каменный уголь, мешки с картошкой, тяжеленные части ветряков из трюмов переваливались на понтон, катерок тащил понтон к берегу среди льдин, затем вывалка груза на тракторные сани, оттаскивание грузов к береговому откосу… Работа и днем и ночью при свете фар трактора. Понтон не доходил до кромки припая. И часто мы работали по пояс в месиве из воды, измельченного льда и песка со снегом”.

В конце плавания, “Леваневский” изрядно потрепало штормом. И произошло это в Баренцевом море недалеко от острова Колгуев – почти в тех самых местах, где в финале сценария погибает боцман Росомаха. В результате Данелия решил для пущего правдоподобия снимать всю натуру на месте событий – в Арктике.

“Дорого нам потом обошлась любовь к правдивости и подлинности, – сокрушался Конецкий. – Ведь мы действительно опять полетели в Арктику и на Диксон! И ухлопали уйму денег и главное времени, ибо все пришлось переснимать в довольно далеком от полярного круга Новороссийске и во дворе “Мосфильма”.

Тогда же, в 1960-м, режиссер и сценарист приехали в Мурманск. Данелия познакомился с городом, попытался уловить его дух, настроение, наметил места будущих съемок. Кадры, снятые в заполярной столице, должны были занять значительную часть экранного времени. Кроме того, события, которые по сюжету картины происходят в областном центре, играют определяющую роль в понимании личности главного героя – боцмана Росомахи. Именно здесь – в городе на берегу Кольского залива Росомаха снова, после многих лет разлуки, встречает Марию – женщину, которую когда-то любил. И узнает, что у него есть сын…

Начало съемок запланировали на следующий, 1961-й год.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

http://vmnews.ru/novosti/hronika/2013/11/29/kak-nacinalsa-put-k-pricalu

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

  • Умеренный дождь обещают в Мурманской области в пятницу: В Мурманской области 24 сентября, в пятницу прогнозируют облачную с прояснениями погоду, местами небольшой, днем в отдельных районах умеренный дождь.
  • Жителя Мурманска осудили на ₽300 тысяч за комментарии во «ВКонтакте»: В ходе судебного процесса житель Мурманска признал свою вину. Ему назначили наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей.
  • Андрей Чибис рассказал Тине Канделаки о Мурманской области: Сегодня на youtube-канале "RTVI" (18+) губернатор Мурманской области Андрей Чибис дал интервью Тине Канделаки, в котором речь шла о Мурманской области. Во время эфира Андрей Владимирович рассказал, что убыль населения за первое полугодие 2021 года на 4 процента меньше, чем годом ранее.
  • Юрий Трутнев поддержал проекты Мурманской области: Состоялась встреча губернатора Мурманской области Андрея Чибиса и заместителя Председателя Правительства РФ Юрия Трутнева. Глава региона заручился поддержкой вице-премьера в реализации важнейших для региона проектов и инициатив.
  • За один час в Североморске сбили двух человек: В Североморске за один час сбили двух пешеходов в разных районах города. Первая авария произошла в районе дома № 2 на улице Кирова.
  • В Мурманской области зафиксировали сезонный рост заболеваемости ОРВИ: В период с 13 по 19 сентября в Мурманской области продолжается традиционный сезонный эпидемический подъем заболеваемости ОРВИ. Об этом свидетельствуют данные регионального управления Роспотребнадзора.
  • Вход в природный парк Териберки пока оставят бесплатным: Колвицкий мост: Эпопея продолжается 23 09 2021 Напомним, для поездки в Териберку потребуется оставить заявку на сайте Минприроды.
  • Гигантский гриб нашли в лесу возле Мурманска: Гигантский гриб дождевик нашли в лесу возле Мурманска на закрытой производственной территории. Фотографией необычной находки с интернет-редакцией ТВ-21 поделился местный житель.
  • Зарезавшая сожителя жительница Мурманска взята под стражу: Ленинский районный суд Мурманска избрал меру пресечения 45-летней местной жительнице, обвиняемой в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, которое повлекло по неосторожности смерть мужчины. Она проведёт под стражей минимум два месяца.
  • Подведены итоги голосования по выборам депутатов Мурманской областной думы: В Мурманской области признали состоявшимися и действительными выборы депутатов Мурманской областной думы. Протоколы о результатах выборов были подписаны на заседании избирательной комиссии.
  • В Мурманской области сохранится устойчивая погода: По прогнозам синоптиков в Заполярье сохранится переменная облачность. Ночью местами продет небольшой дождь, днем в отдельных районах умеренный. Также южный ветер силой 6-11 м/с в порывах будет достигать 15 м/с.
  • Ольга Дзюба покидает пост министра образования и переходит в горсовет Мурманска: Ольга Дзюба покидает пост министра образования и науки Мурманской области и исключается из состава правительства региона. Постановление об освобождении от замещаемой должности подписал губернатор Андрей Чибис. Ольга Дзюба снова станет депутатом Совета депутатов Мурманска.
  • Движение на Верхне-Ростинском шоссе в Мурманске ограничат с сентября по февраль: В связи с проведением реконструкции тепловой сети от котельной до П-8 будет ограничено движение всех видов транспорта на участке от дома № 38 до дома № 54 на Верхне-Ростинскому шоссе в восточном направлении.
  • Сергея Гронского посмертно наградили знаком отличия «За заслуги перед Мурманской областью»: 3 февраля 2021 года после тяжелой болезни остановилось сердце известного актера Мурманского областного драматического театра Сергея Гронского.
  • В Мурманской области идет работа по созданию аквапарка: Ранее интернет-редакция ТВ-21 рассказывала, что создание аквапарка также планируется на территории Печенгского округа. Для реализации задуманного необходим дополнительный участок земли, и руководство предприятия заявило о готовности решить этот вопрос.
  • Алексею Веллеру присвоили звание почетного гражданина Мурманска: Депутаты рассмотрели 27 вопросов. Традиционно перед днем рождения города, а ему 4 октября исполнится 105 лет, первым номером повестки стал вопрос о присвоении звания почетного гражданина Мурманска. Его удостоен депутат Госдумы, бывший глава Мурманска Алексей Веллер.
  • Водителей Мурманской области предупредили о наледи на дорогах: Госавтоинспекция Мурманской области предупреждает водителей об ухудшении дорожных условий из-за появления наледи на трассах в некоторых частях региона.
  • Проезд на автобусе из Мурманска в Североморск подорожает на пять рублей: Цена одного билета из Мурманска в Североморск вырастет на пять рублей до 85 рублей. Стоимость провоза одного места багажа составит 35 рублей.
  • 142 жителя Мурманской области заболели коронавирусом за сутки: 23 сентября в Мурманской области выявлено 142 новых случая заболевания CoViD-19. По данным оперативного штаба, от коронавируса в регионе скончались 2 026 человек, – девять за последние сутки.
  • Тело пропавшего туриста из Мурманска обнаружили в пруду в Абхазии: Тело жителя Мурманска обнаружено в пруду городского парка в Абхазии. Об этом сообщает пресс-служба МЧС страны. В ведомстве пояснили, что погибшим оказался разыскиваемый с 15 сентября Дмитрий Ковалев.
  • Статус резидента Арктической зоны РФ в Мурманской области получили еще три компании: Еще три компании в Мурманской области получили статус резидента Арктической зоны РФ. Одна из них построит в Печенгском округе гостиничный комплекс. Объем инвестиций — свыше 25 миллионов рублей.
  • Первую в российской Арктике котельную переведут на топливо из отходов: Поставкой РДФ-топлива займется компания "Ситиматик", чьи специалисты в 2019 году разработали технологию изготовления такого топлива из местных отходов и провели испытания с замерами выбросов вредных веществ на котельной в экотехнопарке в поселке Междуречье.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>