A feed could not be found at http://www.hibiny.ru/news/rss.php
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Ранняя поэзия Мурманска ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Ранняя поэзия Мурманска

Опубликовано
2393 дн. назад

Старый Мурманск жил не только портом, строительством, защитой своих рубежей, но и словом. В годы интервенции и правления белого правительства выходила газета “Мурманский вестник”, на ее страницах печатались даже стихи. Но самое поразительное, что первой книгой, вышедшей в Мурманске, был именно поэтический сборник – стихи политработника Федора Чумбарова-Лучинского, чьим именем названа улица в северной части города. И вторая книга, выпущенная местной типографией, была также поэтической! Имя ее автора малоизвестно, его знают только краеведы – Виктор Гудков. Об этих людях и уникальных изданиях наш рассказ.

Солнце Чумбарова-Лучинского

Федор Степанович Чумбаров, уроженец Каргопольского уезда Архангельской губернии, прожил всего 22 года, но это была насыщенная жизнь идейного романтика, полная приключений. Подростком уехал на заработки в Петроград, где увлекся марксизмом, тогда-то подпольщики придумали ему псевдоним – Лучинский. В годы революции и гражданской войны он на руководящих постах – комиссар, лектор, публицист. Его боевой маршрут – Ярославль, Вологда, Онега, Усть-Сысольск, Архангельск, Мурманск…

Кроме газетных передовиц и заметок с фронта Чумбаров писал стихи. В них – высокий революционный пафос, ненависть к врагам, скорбь о павших товарищах, ожидание счастливого будущего. Автор не мечтал о звании поэта, стихи считал частью своей партийной работы. Это стихи-призывы, стихи – отклики на революционные события (“На баррикады!”, “Смерть буржуазии!”, “За работу!”, “Наш путь”, “Восставшему Мурманску”). В авторском вступлении к своей единственной книжке поэт писал: “Просьба ко всем… не рассматривать ее как что-то претендующее на руководство или признание, а рассматривать как наброски рабочего, перегруженного текущей партийной работой”.

Сборник “На Севере” выпустила редакция “Известий Мурманского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов” буквально через месяц после приезда Чумбарова-Лучинского в Мурманск, а приехал он на бронепоезде в должности партработника с воинскими частями Северного фронта 7 марта 1920 года. Эта 15-страничная книжица – величайшая библиографическая редкость, долгое время ее не имела ни одна российская библиотека. Ее упорно разыскивал исследователь жизни и творчества поэта-публициста ленинградец Н. Н. Парфенов, который в 1968 году в Сыктывкаре выпустил небольшой сборник Чумбарова-Лучинского “Наш путь”, так и не сверив, как сообщал он мне в письме, с текстами мурманского издания. Между тем книжка сохранилась, известна судьба двух экземпляров.

Один экземпляр сберег и еще в советское время передал в Карельский филиал Академии наук драматург Л. Я. Циновский (1894-1970 гг.), друг Чумбарова-Лучинского. Он также в юности писал стихи-призывы, служил политработником на Северном фронте. Незадолго до смерти Леонид Яковлевич рассказал Парфенову о своем экземпляре: “Это случилось в архангельском пролеткульте. Федя уезжал на Х съезд партии в Москву и за минуту до расставания дал мне на хранение до его возвращения книжечку своих стихов. Я горько тосковал по нему…”.

Сборник “На Севере” имел в своем выдающемся поэтическом собрании известный библиофил и литературовед А. К. Тарасенков (1909-1956 гг.). В его коллекции находились редчайшие поэтические издания, уничтоженные цензурой, выпущенные крохотными тиражами в походных типографиях на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн, в партизанских отрядах, в осажденном Севастополе. В 1978 году “поэтику” Тарасенкова – около 7500 названий – приобрела у вдовы нынешняя Российская государственная библиотека, бывшая “Ленинка”.

В сборнике семь стихотворений: “Восставшему Мурманску”, “Думы деда”, “На Севере”, “Маяк”, “В пути”, “В окопе”, “Наша кузница”. Напечатаны также заметки “Наше воскресенье”, “Пролеткульт”, “Задачи пролеткульта”. Пролеткульт – это литературно-просветительская организация, воспитывающая новые литературные кадры из рабочих, из низов, пропагандирующая революционное словотворчество.

Федор Чумбаров-Лучинский был первым секретарем Мурманской партийной организации, редактором местных “Известий Мурманского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов”, впоследствии – областной газеты “Полярная правда”. Затем он – на партийной работе в Архангельске. Горожане-партийцы избрали его на Х съезд большевиков. В составе большого отряда делегатов Федор Степанович подавлял Кронштадтский мятеж моряков и погиб на балтийском льду в атаке от прямого попадания снаряда 18 марта 1921 года.

Музыкальная душа поэта

Виктор Гудков, уроженец Воронежа, появился в Заполярье в 1917 году. Родительской ласки не добрал, рано лишился отца, жизнь матери эсерки-революционерки – это подпольные собрания да тюрьма. Освободившись, она подалась с сыном на Север, приехала в зарождающийся Мурманск. Гудков работал в Коле на железной дороге, с установлением советской власти на Севере заведовал губполитпросветом, клубом железнодорожников в Мурманске, с 1925 года редактировал газету “Полярная правда”.

Университетов Гудков не кончал, образованность и увлечение поэзией передались от матери. Поэтическая стихия раннего Гудкова – одиночество, внутренние переживания, юношеская инфантильность, грустные картинки природы, мрачные краски Севера. Его лирика – это не стихи-призывы, как у Чумбарова-Лучинского. У него явная склонность к декаденству, воспевающему индивидуализм, модному тогда литературному течению. Но среди подобных упаднических стихов есть простые лирические картинки, отличающиеся простотой изложения и точностью наблюдения. Например, стихотворение “В лесу”:

Как хорош весенний лес!
В нем подснежников полянки
Полны солнечных чудес
В голубые позаранки.
Приходи и отдохни,
Голубой сплети веночек.
В теплой ласковой тени
Льется сладкий запах почек.
Подыши им, подыши,
Поцелуйся с солнцем вешним.
И тогда в лесной глуши
Станешь милым, станешь здешним…

В 1922 году Гудков в Мурманске издал сборник стихов под названием “С севера” тиражом 1500 экземпляров, на невзрачной газетной бумаге. Цена – 20 копеек золотом,

“4-я часть стоимости книжки исчисляется в пользу голодающих”. Этим, видимо, объясняется печатание стихов, не соответствующих тогдашней идеологической линии, коммуниста-поэта. После ликвидации НЭПа, с наступлением жесткой цензуры, идейной уравниловки в жизни и литературе, повторить поэтический эксперимент Виктор Пантелеймонович не решился, он удалился в область более политически безопасную – фольклор.

Автор серьезно отнесся к изданию книги, сумел два десятка стихотворений сгруппировать в четыре цикла на 24 страницах, каждый цикл тематически и композиционно живет своей жизнью. Рецензий на сборник в тогдашней единственной в Мурманске газете “Полярная правда” не появилось, да и сама книга в наших библиотеках отсутствует, возможно, была изъята. К слову, для работы над биографией Гудкова мне присылали экземпляр из Петрозаводска. В собрании упомянутого выше литературоведа Тарасенкова книжка имелась.

После издания сборника “С севера” Гудков стихов больше не печатал, хотя работал редактором губернской газеты. Он проявил себя в другой творческой области – музыкальной. В начале тридцатых годов он жил в Кандалакше, там начал выпускать новую газету “Кандалакшский коммунист”, первый номер вышел 10 февраля 1931 года. Кандалакша в ту пору административно относилась к Карелии. Разъезжая по району в поисках газетных новостей, ночуя в старых русских и карельских селах Ковда, Княжая Губа, Лувеньга, Умба, Виктор Пантелеймонович слышал местные песни и сказы, невольно ими увлекся. Он имел музыкальный слух, любил фольклор, всячески поощрял самодеятельность. Позднее, когда устроился в республиканский научно-исследовательский институт в Петрозаводске, песенный фольклор стал его новой профессией. В карельской глуши он нашел старинный инструмент кантеле, подобный тому, на котором рунопевец Вяйнемейнен из знаменитой “Калевалы” играл, и слушать его сбегались со всей округи люди, животные и всякая тварь.

Гудков и мастер Евдоким Клюхин после немалых опытов создали новое кантеле – более звучный современный инструмент, появились музыканты-любители из молодежи. Так образовался самодеятельный ансамбль “Кантеле” под руководством Гудкова. Первый выездной концерт состоялся в Кандалакше, а потом добрались и до Москвы.

Поэтическое творчество сопутствовало интересам Гудкова. Он переводил карельские, финские, вепские народные песни, составил сборник “Песни народов Карело-Финской ССР”, написал пьесу в стихах “Сампо”, создал поэтический цикл “Выбор”, перерабатывал старинные мелодии. В 1940 году Гудкова приняли в Союз писателей СССР. К сожалению, жил Гудков недолго, умер 17 января 1942 года в столице Киргизии Фрунзе, в эвакуации.

Короткая, но яркая жизнь! А все началось с изданной книжки стихов в Мурманске.

Владимир Сорокажердьев, член Союза писателей России.

http://vmnews.ru/novosti/hronika/2015/07/10/rannaa-poezia-murmanska

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>