A feed could not be found at http://www.hibiny.ru/news/rss.php
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Как Мурманск становился рыбной столицей / 1 ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Как Мурманск становился рыбной столицей / 1

Опубликовано
3560 дн. назад

Несмотря на явные преимущества своего незамерзающего залива, юному Мурманску пришлось вынести немалую тяжбу с Архангельском за право стать центром заполярного рыболовства.

Интервенция не помешала

Первая серьезная попытка начать отечественный траловый лов была предпринята в 1919 году, во время так называемой интервенции. Частная архангельская рыбопромышленная фирма “Беззубиков и сыновья” получила у властей разрешение на аренду шести потрепанных, уже не годных к военной службе минных тральщиков английской постройки. Еще шесть таких тральщиков арендовало местное отделение Центросоюза (объединение потребительских обществ). Арендаторы отремонтировали и переоборудовали полученные корабли, закупили промысловое вооружение, пригласили из Англии и Норвегии группу инструкторов и даже успели сделать по два-три рейса, но осенью того же года из-за отсутствия топлива встали на зимовку. Суда Беззубиковых отстаивались в губе Порчниха, а траулеры кооператоров – в Порт-Владимире (западнее Кольского залива).

На этом отстое и застала их весна 1920 года, когда с возвращением советской власти все 12 траулеров были национализированы и составили первую и поначалу единственную траловую флотилию новой России. Вскоре к ней примкнуло еще шесть судовых единиц – тоже бывшие минные тральщики. Кстати, все первые траулеры были названы “рыбьими” именами: “Ерш”, “Камбала” и т. д. Исключением стал единственный РТ “Лучинский”, названный в честь члена Архангельского губкома РКП(б), убитого при подавлении Кронштадтского восстания.

Кто перетянет

Первые годы траулеры базировались в Архангельске и выходили на лов только после того, как горло Белого моря очистится ото льдов. Таким путем они успевали сделать максимум шесть трехнедельных рейсов, а осенью спешили в устье Двины на зимовку и 6-7 месяцев в году бездействовали. Напрашивалось более эффективное базирование – в Мурманске, но архангельская сторона, которая издавна привыкла распоряжаться выловленной на Мурмане треской, упорно не шла на такое перебазирование, не хотела терять власть над рыбными потоками. В Мурманске, дескать, нет ни причалов, ни мастерских. И – на что особенно нажимали – в Мурманске не из кого набирать экипажи, а в Архангельске готовых моряков сколько угодно.

Все-таки осенью 1922 года Архгосрыбпром решил впервые оставить на зиму в Мурманске два траулера – “Дельфин” и “Пикша”. Они вышли на лов в марте 1923-го, и результаты были столь впечатляющи, что наш город сразу заработал решающие выигрышные очки.

Мурманск побеждает

19 июня 1924 года Совет Труда и Обороны СССР постановил объединить Архангельский и Мурманский облгосрыбпромы в одно предприятие – Северный госрыбтрест (СГРТ) с правлением в Ленинграде. Его возглавил И. А. Мурашов, бывший начальник Муроблгосрыбы, убежденный сторонник мурманского базирования тралового флота.

Мурашов стал тщательно готовить это перемещение базы, стараясь до поры не будоражить противников перебазирования, но постепенно перетягивая флот в Мурманск. Если в зиму 1923/1924 годов на Мурмане был оставлен всего один траулер – “Щука”, и опирался он на Александровск, где имелись неплохая пристань, мастерская и склады, то в зиму 1924/1925 годов в Мурманске уже базировалось шесть, а на следующий год – 12 судов.

Чтобы обеспечить тральщики судоремонтом, решено было арендовать у ОГПУ (у пограничников) Ксениевские судоремонтные мастерские, оборудование для которых было снято с плавмастерской “Ксения”, чей экипаж прославился своим активным участием в большевистском восстании февраля 1920 года. Заведующим тралфлотовской мастерской назначили Башмакова Виктора Ивановича, на личность которого следует обратить особое внимание. Именно ему довелось организовывать здешнюю “лечебницу” для судов, выросшую затем в огромное судоремонтное объединение.

Основатель мурманского судоремонта

Родился Виктор Башмаков на беломорском острове Жумжуй в семье маячника. Окончил архангельскую мореходку, ходил механиком на пароходе “Кузнечиха”. Весной 1915-го взят на военно-морскую службу, направлен на Балтику, а потом в Северную морскую флотилию, где и служил на одном из минных тральщиков, изучив его досконально. После демобилизации работал старшим механиком на судах морского флота, а в 1920-м вновь был призван и назначен флагманским инженером-механиком в штаб Мурманской морской флотилии. Талантливый специалист, новатор, изобретатель, В. И. Башмаков, демобилизовавшись и став заведующим мастерской, изначально задал тон новаторскому духу заполярного судоремонта.

В момент своего старта мастерская тралфлота располагала одной силовой установкой, двумя моторами 33 и 45 л. с., пятью токарными станками, двумя строгальными, шестью сверлильными, кузницей и литейной на 100 пудов. Общая изношенность оборудования – 40 процентов. А живая сила насчитывала всего 15 человек: тридцатилетний заведующий, двенадцать рабочих и два ученика.

Флот рос как на дрожжах

В 1927 году строительство Мурманской тралбазы было в основном завершено. В 1928-м правление Севгосрыбтреста в целях приближения к производству было переведено из Ленинграда в Мурманск. С 1929 года благодаря исключительной помощи наркома снабжения А. И. Микояна начался быстрый рост Мурманского тралового флота: сначала за счет импорта, главным образом из Германии, а затем и за счет траулеров, построенных на Северной верфи Ленинграда. Эти суда были крупнее “рыбок”, переделанных из минных тральщиков, имели уже специальное оборудование и рассчитывались на 40-суточное автономное плавание. Они и назывались теперь по-другому – “Мурманск”, “Большевик”, “Дзержинский”, “Максим Горький”.

Рост флота вызвал необходимость строить крупный судоремонтный завод. При его проектировании Башмаков В. И. сделал много ценных предложений, чтобы расположить цеха СРЗ в соответствии с технологическим маршрутом судоремонта. К сожалению, сам Виктор Иванович, не дождавшись окончания строительства завода, переехал жить и работать в Архангельск, где, кстати говоря, новаторски трудился еще более двадцати лет.

В конце 1933 года мехмастерские, которые к тому времени уже насчитывали 600 работающих и которые из-за скученности людей и станков Микоян Анастас Иванович при посещении Мурманска обозвал курятником, перебрались в новые просторные цеха судоремонтного завода Севтралтреста.

На 1 мая 1935 года Мурманский траловый флот уже состоял из 66 крупных добывающих судов: 41 – импортной постройки (34 паровых и 7 дизельных) и 25 – отечественной. Из прошлых “рыбок” уже не осталось ни одной, флот полностью обновился. Если учесть, что под эгидой нашего города тогда еще работало больше тысячи разнокалиберных деревянных судов-добытчиков, вносящих немалую лепту в общий мурманский улов, то можно без всякой натяжки сказать, что с этого момента Мурманск стал бесспорной рыбной столицей не только Севера нашей страны, но и всего Советского Союза.

Владимир СЕМЕНОВ, член Союза писателей СССР

Продолжение следует.

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2013/09/06/3ef8da0ffbc4b7f63016694e27397c3d

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>