A feed could not be found at http://novosti-murmanska.ru/rss.xml
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска. Северный форпост России / 1 ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Опубликовано
2073 дн. назад

В этом году Северный флот отмечает свое 80-летие. О его создании и боевой деятельности написано немало, и, казалось бы, не осталось ничего неизвестного. Но вот что особенно любопытно – при внимательном изучении материала возникает много вопросов. В первую очередь это касается изложения довоенной истории флота: довольно-таки поверхностно рассматривается предыстория событий 1933 года, деятельности Мурманского военного порта и многое другое. А ведь большинство из них напрямую связано с историей Мурманска…

Из предыстории флота на Севере

Важность военно-морского присутствия в северных водах европейской части России признавалась еще в XVIII веке. В конце XIX – начале ХХ в. вопрос о создании незамерзающего порта на Севере неоднократно возникал в Морском министерстве. Однако практически к строительству порта приступили лишь в 1915 году.

В ходе первой мировой войны с целью обеспечения безопасности морских перевозок между союзниками по Антанте – Великобританией, Францией и Россией – началось формирование морских сил и строительство порта. В конечном итоге это привело к созданию 6 июля 1916 года флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО)…

В результате постигших Россию катаклизмов в ходе революций и последовавших вслед за этим гражданской войны и интервенции ее экономика и промышленность оказались практически полностью разрушенными, при этом особенно пострадал флот, который фактически перестал существовать как полноценная военная организация. В частности, по окончании боевых действий на Севере, 22 марта 1920 года, флотилия Северного Ледовитого океана была расформирована, а оставшиеся корабли составили основу сформированной 1 марта Беломорской флотилии. Однако уже 25 апреля Беломорскую флотилию реорганизовали в Морские силы Северного моря. Цель ее деятельности – обеспечение безопасности северных морских границ республики, подготовки морских путей Севера к мирному судоходству и охраны рыбных промыслов. База находилась в Архангельске, Мурманск являлся вспомогательной морской базой.

Экономические проблемы, разруха, отсутствие полноценной судоремонтной и кораблестроительной базы отразились на состоянии Морских сил Северного моря, задачи которых свелись лишь к обеспечению безопасности кораблевождения по Белому и Баренцеву морям. А с 1 марта 1922 года Мурманский военный порт теряет свою самостоятельность и преобразовывается в отделение Архангельского военного порта.
В итоге это привело к тому, что с 1 января 1923 года Морские силы Северного моря расформировали, а оставшиеся корабли и суда передали в ведение Морпогранохраны и Управлению по обеспечению безопасности кораблевождения на Севере (Убеко-Север). Одновременно происходит ликвидация Мурманского отделения Архангельского военного порта. На этом прекратили свое существование военно-морские силы на Севере, Мурманский военный порт.

Все это было связано в первую очередь с тяжелым экономическим положением страны, и региона в частности.

Экспедиция особого назначения

По мере восстановления экономики и промышленности в СССР в конце 1920-х годов вполне естественно встал вопрос обеспечения безопасности и обороны страны.

На Севере наиболее эффективно решать задачи обороны могли только морские силы. В середине 1920-х годов Мурманск периодически посещают корабли Военно-Морского флота. Походы эти осуществляются с учебными целями, а сам факт посещения Мурманска боевыми кораблями имеет хоть и нерегулярный характер, но уже становится очевидным – первый шаг к формированию флота на Севере сделан. Начиная с 1929 года вопрос о формировании флота все чаще рассматривается военно-политическим руководством страны.

Тем не менее флот в первую очередь это не только и не столько корабельный состав. Для его нормального функционирования в первую очередь необходима развитая береговая инфраструктура: система базирования, судоремонтная база и многое другое. Именно по этой причине дата создания Северного флота, определенная как 1933 год, по сути своей условна и связана с формированием корабельного состава. Переводу кораблей на Север предшествовала большая и кропотливая работа нескольких комиссий по обследованию побережья Кольского залива и непосредственно Мурманского порта.

Изначально планировалось, что главные силы должны базироваться не в Архангельске, как это было с флотилией Северного Ледовитого океана и Морскими силами Северного моря, а исключительно в Кольском заливе. Из существующих пунктов предполагаемого базирования – села Полярное и города Мурманска, только последний в той или иной степени мог удовлетворить хотя бы минимальным требованиям.

Таким образом, работы по восстановлению Мурманского военного порта напрямую связаны с решением о создании Северной военной флотилии.
В 1931 году в Мурманске работает комиссия Морских Сил РККА “для производства обследования работ по судоремонту непосредственно на месте в целях более полного изучения этого дела”.

Интенсивность работ комиссий различного уровня по созданию условий базирования военных кораблей увеличилась в 1932 году. Весной в Мурманске работает комиссия под руководством А. И. Микояна. Летом этого же года Мурманск посещает С. М. Киров, который помимо других вопросов интересовался состоянием дел и перспективами развития Мурманского порта. С 25 июля по 7 августа комиссия под председательством И. С. Исакова производит обстоятельный осмотр Кольского залива. Осенью в Мурманском округе работает бригада Президиума ВЦИК СССР. Одновременно с этим Начальнику Убеко-Север ставится задача проведения гидрографических работ в акватории Мурманского порта и описания губ Кольского залива.

В начале апреля 1933 года комиссия под председательством И. С. Исакова снова обследует Мурманский порт с целью его использования как временной базы боевых кораблей. Комиссия делает выводы о том, что при существующем уровне развития инфраструктуры Мурманского порта в нем может базироваться не более девяти кораблей (трех эсминцев, трех подводных лодок, трех сторожевых кораблей). Выводы, сделанные этой комиссией, ложатся в основу решения, определившего первоначальный состав будущей военной флотилии. При этом отмечается неудовлетворительное качество проведенных в акватории Мурманского порта Убеко-Севера гидрографических работ. Особо подчеркивается, что связано это с отсутствием в Убеко-Севере отдельной структуры в Мурманске (лоцдистанции).

13 апреля 1933 года состоялось заседание Совета Ируда и Обороны (СТО). В протоколе заседания, в частности, записано: “Слушали доклад т. Ворошилова о выполнении особого задания. Постановили: перевести из состава Морских Сил Балтийского моря в Белое море эсминцы “Урицкий”, “Валериан Куйбышев”, подводные лодки “Декабрист” и “Народоволец”, сторожевые суда “Ураган” и “Смерч”. В свете реализации постановления СТО 15 апреля Народный комиссар обороны издает приказ о создании экспедиции особого назначения (ЭОН-1) для перевода отряда кораблей по Беломорско-Балтийскому каналу на Север.

Так все начиналось

3 мая 1933 года Начальник Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии В. М. Орлов отдает приказ Начальнику Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Белом и Баренцевом морях (Убеко-Севера, по совместительству – старшему морскому начальнику на Севере) А. А. Утенькину о немедленном формировании Мурманской лоцдистанции и подготовке к переводу Управления Убеко-Север в Мурманск.

В начале мая 1933 года в Мурманск прибывает комиссия под руководством заместителя начальника Морских Сил Рабоче-крестьянской Красной Армии П. И. Куркова, которая осматривает инфраструктуру Мурманского порта (торговый порт и базу Совтралтреста) на предмет выбора места базирования кораблей ЭОН-1. В докладной записке на имя В. М. Орлова от 5 мая 1932 года предлагается провести ряд конкретных мероприятий по обеспечению базирования боевых кораблей на Мурманский порт: передача баков Союзнефтеторга; подвести к причалам электроэнергию, пресную воду; передача двух буксиров; перевод с Балтики плавбазы “Смольный”, плавмастерской “Красный горн” и другие. 8 мая были осмотрены места для постройки операционной базы Морских Сил Севера.

Следствием работы этой комиссии стало начало формирования в мае 1933 года в Мурманске военного порта Северной военной флотилии. Для осуществления работ по строительству объектов Мурманского военного порта дано указание на формирование Управления начальника работ № 95 (УНР-95). Согласно решению Совета Труда и Обороны в ведение военного порта Северной военной флотилии были переданы причалы № 1 и 2, Мурманская пристань с прилегающей к ним территорией Мурманского торгового порта, группа складов, расположенных в непосредственной близости от причалов, выделена часть емкостей на нефтебазе для хранения жидкого топлива. Этим же постановлением предлагалось форсировать строительство судоремонтного завода и Мурманской электростанции.

Во исполнение решения СТО Совнаркома Союза ССР своим решением выделяет на строительство Мурманского военного порта в 1933 году 2000000 рублей…
Таким образом, еще до начала формирования Северной военной флотилии в Мурманске проводились исследования и работы по формированию инфраструктуры флотилии. Интенсивность работ особо возросла в 1932 году. После принятия Советом Труда и Обороны 13 апреля 1933 года решения о формировании флотилии начались интенсивные работы в Мурманском порту по организации и строительству береговой инфраструктуры. Уже 3 мая в Мурманске начинают формироваться первые организации и учреждения флотилии.

10 мая 1933 года из Кронштадта вышел продотряд в составе двух барж с продовольствием, а 15 мая – вспомогательный караван из барж с вооружением и техническим имуществом. 18 мая 1933 года ЭОН-1 в составе эсминцев “Валериан Куйбышев” и “Урицкий”, сторожевых кораблей “Смерч” и “Ураган”, подводных лодок “Декабрист” и “Народоволец” вышли из Кронштадта на Север. Кораблям еще предстояло преодолеть пороги Свири, шлюзы Беломорско-Балтийского канала…

Приказ Народного Комиссара обороны о формировании с 1 июня 1933 года Северной военной флотилии был подписан 5 июля…
А в Мурманске тем временем уже вовсю кипела работа по подготовке базы флотилии…

Павел СТЕЖКО, главный герольдмейстер Северного флота

Продолжение

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2013/02/14/severnyj-forpost-rossii

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>