XML error: Undeclared entity error at line 1, column 681
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Быть посему… / 2 ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Быть посему… / 2

Опубликовано
3814 дн. назад

Окончание. (Начало)

Война обусловила появление порта на Мурмане, она же определяла сам ход его строительства. Правительство, отнюдь не озаботившись освоением северного края в мирные дни, теперь, наверстывая упущенное время, принимало половинчатые решения. Действовали с оглядкой — вот-вот союзники высадятся в Дарданеллах, а наши войска войдут в Царьград и — блокада прорвана! А там, глядишь, и война закончится. И тогда строительство дороги и порта на Мурмане окажется напрасной тратой сил. Но надежды на скорую победу не оправдывались. Осенью 1915 года потерпела поражение Сербия, и Россия лишилась единственного надежного союзника на Балканах. Неудачей закончилась Дарданелльская операция союзников (а русский Черноморский флот до конца войны продолжал накапливать огромные силы для штурма Босфора).

Особенности национального строительства

Половинчатые решения приводили к тому, что и затраченные усилия не давали ожидаемого эффекта. Рабочих для строительства и погрузочных операций не хватало, но положение усугублялось невыносимыми условиями. Посылая людей на работу в Заполярье, сэкономили на создании элементарных бытовых условий. Ведомственная несогласованность, бестолковость в принятии решений были неискоренимыми спутниками строительства. Ко всему здесь проявилась одна из черт русского характера — видя наплевательское отношение руководителей, первые жители Мурманска как будто сами доводили сложившуюся ситуацию до абсурда. И без того малочисленные механизмы постоянно ломались. Город утопал в грязи и мусоре, который жители выбрасывали прямо у бараков.

Будущий писатель, а в то время молодой флотский офицер С. А. Колбасьев удивлялся, почему при одинаковых условиях на английской эскадре можно было принять горячую ванну и отобедать за сервированным по всем правилам столом, а русские моряки мерзли в железных коробках своих кораблей. И сам давал ответ: трудно было пересилить нежелание выбраться из-под вороха шинелей и растопить погасшую буржуйку. Приближалась та самая разруха, которую потом прекрасно охарактеризовал С. Н. Булгаков. Не успев сформироваться, замороженный город жил в ожидании перемен. Еще тяжелее приходилось строителям железной дороги, большинство из которых были иностранцами. Чаще всего вспоминают китайцев, завербованных на Дальнем Востоке. Меньше говорят о военнопленных. Использование военнопленных в качестве рабочей силы в то время еще не было обычной практикой.

Иллюзия благополучия

Между тем среди журналистов опять возник интерес к блестящим перспективам Севера. Этому способствовали победные рапорты мурманских начальников и официальные сообщения о планах строительства современного города, обеспеченного всеми благами цивилизации: электрическим освещением, центральным отоплением, общественным транспортом. Разрабатывался план застройки будущей столицы Заполярья, причем каждый год появлялся новый. А на практике “василеостровские” линии многоэтажек воплощались в ряды бараков, сгрудившихся в несколько поселков, сгруппировавшихся “по ведомственному признаку”: железнодорожный, портовый, “базский” (здесь располагались дома и казармы военных моряков).

В сентябре 1916 года группа высокопоставленных чиновников, проехав по линии Мурманской железной дороги, прибыла в новый порт для приемки строительства. Торжественным завершением ее должна была стать церемония закладки храма. Это событие вытеснило официальную дату основания города (6 июля), став общепризнанным днем рождения города. Впрочем, морской министр И. К. Григорович так и не подписал телеграмму на имя государя об открытии пути. Строительство дороги не было закончено по всей длине пути, а для открытия движения она и вовсе была не готова.

Моряки

Только к 1916 году озаботились организацией морской обороны и защитой союзных транспортов. До сих пор охрану судов, стоявших в Кольском заливе, осуществляли военные корабли союзников (этот факт станет впоследствии основой для начала интервенции на Русском Севере). Нужно было создать многочисленные посты наблюдения, наладить между ними связь, установить береговые батареи, организовать морские дозоры и, разумеется, обустроить структуру базирования боевых кораблей. Было решено построить военно-морскую базу рядом с грузовым портом, под нее был отведен участок, где впоследствии вырастет Мурманский рыбный порт.

Но и здесь не обошлось без конфуза. “Флотоводцы” под адмиралтейским шпилем продолжали мыслить категориями прошлых войн, представляя возможные боевые действия в северных водах как рейды крейсерских эскадр. Почти весь российский флот оказался заперт в Балтийском и Черном морях, а купить новые корабли за границей в условиях мировой войны было невозможно. Через три океана в Кольский залив пришли три старых русских корабля — линкор “Чесма”, крейсеры Аскольд и “Варяг” (последний тут же ушел на ремонт в Англию). Но эти корабли оказались здесь не нужны.

Изменился характер морской войны. Основным противником грузовых пароходов стали мины и подводные лодки. Нужны были корабли новых типов — тральщики и конвойные суда. В этом качестве стали использовать вооруженные траулеры и паровые яхты. А ветераны русско-японской войны превратились в плавучие казармы. Военные моряки стали играть заметную роль в жизни города. Нижние чины использовались на разгрузке судов, компенсируя нехватку рабочих.

Должности специалистов заняли флотские механики, мотористы, электрики. А офицеры, получившие разностороннее образование, брали на себя самые неожиданные поручения. Именно они под командой уже упомянутого М. С. Рощаковского смогли разгрузить забитый из-за нехватки вагонов и низкой пропускной способности дороги порт. В районе было объявлено военное положение. На флотское командование были возложены обязанности организации обороны всего края, охраны границы и линии железной дороги. Постепенно к нему переходили и функции управления краем.

Перспективы

Кем были основатели города? Энтузиастами, приехавшими воплотить мечту? Подневольными, исполнявшими чью-то волю? Конечно, были и такие. Но большая часть строителей, осознавая или не осознавая перспективы Русского Севера, оказались в этом пустынном крае по велению обстоятельств военного времени. Война собрала людей, война родила город. И с ее окончанием все острее вставал вопрос о дальнейшей судьбе Мурманска, так и не успевшего стать городом.

Один из проектов послевоенного развития Мурманска был подан в начале 1918 года корабельным инженером В. С. Блажеевским. В нем оживление Мурманского края связывалось с развитием судостроения, причем приоритет отводился постройке малых рыболовных судов. А строительство морских коммерческих судов в условиях послевоенного дефицита грузового тоннажа позволило бы сберечь Мурманский порт в качестве важнейшей внешнеторговой коммуникации. Но идея послевоенного развития Мурманского края была похоронена узковедомственным подходом — эксперты морского ведомства не сочли нужным утруждать себя задачами, не связанными напрямую с вопросами военного характера.

Гражданская война воспринималась большинством жителей Мурманска, оказавшегося в тылу белого Северного фронта, как досадное продолжение войны мировой. Им было не до сожалений по бесцельно брошенным плодам своих трудов — рушился смысл всей предыдущей жизни. Но семя было брошено, и через несколько лет на месте временного порта, окруженного барачными поселками, возродилась жизнь.

Памятник

Нельзя назвать историю возникновения Мурманска “белым пятном”. Архивы хранят огромное количество уникальных документов, историки многое сделали для их изучения и публикации. Но почти не осталось зримых следов этих событий. Неприметный каменный склад, построенный в 1918 году, название небольшой улицы — Водопроводная (здесь проходил первый городской водопровод от Семеновского озера к первой электростанции, построенной в районе нынешней улицы Челюскинцев, и единственный памятник, поставленный в 1945 году в честь 30-летия начала строительства порта.

Памятник находится на закрытой для посещения территории. Недавно его копия в “сувенирном” исполнении появилась у входа в здание портового управления, что вызывает естественное сомнение в сохранности подлинника). Пустоты исторической памяти неизбежно заполняются мифами. Пока историки тратят время на разоблачение новых “медиавирусов”, на Семеновском озере предприимчивые торговцы уже поставили “избу деда Семена”, украсив ее изображением, больше напоминающим Щукаря в современной офицерской фуражке.

До недавнего времени лестницу, поднимавшуюся от улицы Воровского к первой школе, украшали железобетонные стелы с основными датами из истории города. Первая сообщала, что в 1920 (!) году на Мурмане была установлена Советская власть. Так легко был вычеркнут целый этап жизни Мурманска! Впрочем, неудивительно — из истории всячески изымалась память о Великой войне, ставшей поворотной вехой в истории нашего края. Сразу после окончания первой мировой войны по всей Европе стали появляться мемориалы павшим воинам. Первый памятник русским солдатам был установлен в 1935 году… в Белграде.

Задолго до 100-летия начала Великой войны европейские страны стали готовиться к этому событию. Не забыли и про русских. В Париже был сооружен памятник солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, направленного на помощь французской армии в 1915 году (это уже второй подобный мемориал на территории Франции). 21 июня 2010 года В. В. Путин участвовал в церемонии его открытия. Только на родной земле такому памятнику до сих пор места не нашлось… Впрочем, такой памятник все же есть: Мурманск, железная дорога, порт, рожденные не решением единиц, а трудом тысяч людей и волей обстоятельств.

Дмитрий ЖАЛНИН, кандидат исторических наук

(Начало)

http://vmnews.ru/stranici/2012/10/17/sto-stranits-istorii-k-100-letiyu-murmanska-7

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>