100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Крылатые союзники. Прощание - с шиком!

Опубликовано
2369 дн. назад

Окончание.

Начало в номерах за 25 июля, 2 и 15 августа

“А вообще англичане сбили здесь уже не то шестнадцать, не то семнадцать самолетов…” – писал Константин Симонов в своем дневнике. Как видим, за очень непродолжительный срок сбили британцы много. При том, что сами потеряли всего один самолет.

Если же говорить об успехах 151-го крыла на Кольском Севере, то они, без сомнения, весомы: уже за первые полмесяца боев – 12 сбитых самолетов. Интересно, что на основании приказа командующего ВВС Северного флота от 2 октября 1941 года английским летчикам за сбитые самолеты противника было выплачено денежное вознаграждение. В приказе прямым текстом говорилось:

“Всего летчиками 81-й эскадрильи сбито за время с 12 сентября по 27 сентября 1941 года двенадцать самолетов противника. Начальнику финансового отделения ВВС Северного флота на основании приказа НК ВМФ № 0786 от 22.08.41 г. выдать наградные деньги в распоряжение командира 81-й эскадрильи майора Рук в сумме двенадцати тысяч рублей…”.

Немаленькая сумма, вообще-то говоря! Но англичане, надо отдать им должное, распорядились честно заработанными советскими рублями как истинные джентльмены – перевели всю сумму в один из лондонских благотворительных фондов.

Конечно, не всегда и не везде шло у наших крылатых союзников так уж гладко и безоблачно. Случались и неудачи, и даже несчастные случаи. Так, 27 сентября после метелей, что бушевали над Ваенгой накануне, и последовавшей за ними оттепели аэродром превратился в раскисшее поле с многочисленными лужами. Из-за этого, чтобы “харрикейны” в этой непролазной грязи не клевали носами при выруливании на “взлетку”, на хвост самолета сажали по два механика, которые по сигналу пилота спрыгивали с самолета перед самым взлетом.

Именно так, когда по тревоге взлетал командир звена 134-й эскадрильи старший лейтенант Вик Берг, на хвосте у него сидели два механика. Едва набрав высоту (около двадцати метров), самолет свалился на левое крыло и упал на взлетную полосу, при этом погибли оба “хвостовых”, а летчик был тяжело ранен. Возможно, произошло это оттого, что в этот день у Берга было много вылетов – пилот попросту устал.

Последний бой в нашем небе истребители 151-го авиакрыла провели 6 октября, когда перехватили идущие к Ваенге Первой “юнкерсы”. Тут их ждало несколько новых побед, в чем англичанам изрядно помогли истребители-североморцы и наши зенитки.

Вот как об этом рассказывал на допросе сбитый немецкий пилот унтер-офицер Роберт Хаберман: “В районе Киркенеса к нам присоединились 3-4 Ме-110. Ввиду того, что самолеты шли на высоте четыре тысячи метров (выше облачности), то Ме-109 в районе Петсамо присоединиться к нам не смогли. Пошли к цели без них. При подходе к аэродрому “Ваенга” по группе открыла огонь зенитная артиллерия, а затем мы были атакованы английскими и советскими истребителями. Сбросил бомбы вблизи аэродрома, развернулся и стал уходить на запад. Самолетом “харрикейн” был зажжен один мотор бомбардировщика, летчик пошел на снижение и произвел вынужденную посадку. Самолет сгорел, три ефрейтора и один унтер-офицер имеют ранения. Посадка была произведена западнее Полярного. Экипаж был задержан советскими пограничниками.”.

А вот показания лейтенанта Германна Зервоса, пилота второго сбитого “юнкерса”:

“…Ваша зенитная артиллерия успешно обстреляла нас и заставила нас рассыпаться, то есть нарушила строй. В 10 километрах от Мурманска осколком зенитного снаряда было пробито брюхо моей машины. Сбросив бомбы куда-то в воду, я повернул самолет на запад, но неожиданно был встречен “харрикейном”, которым был сбит. Посадка среди камней и ям закончилась гибелью двух членов экипажа – бортового стрелка ефрейтора Функе и наблюдателя унтер-офицера Камме. Я и бортрадист Моу получили легкие ушибы. Через десять минут после посадки, едва успев покинуть самолет, мы были взяты в плен красноармейцами. Бортрадист фельдфебель Моу [был] доставлен в госпиталь…”.

Эти победы стали для летчиков 151-го авиакрыла последними в небе над Мурманском.

Однако пилоты 30-й ударной эскадры “Adler” люфтваффе 16 октября еще раз заставили англичан пережить несколько неприятных минут, правда, на земле. Пятерка Ju-88 под прикрытием четырех Bf-109 в послеобеденные часы нанесла внезапный удар по Ваенге Первой. К сожалению, наземные наблюдатели традиционно сообщили о появлении вражеских бомбардировщиков одновременно с падением первых бомб на летное поле.

13 октября англичане начали передачу своих “харрикейнов” советской стороне, но продолжали вести боевые действия еще несколько дней. 17 октября стал последним днем боевой деятельности летчиков 151-го авиакрыла в советском небе Заполярья.

Летчики и техсостав 151-го авиакрыла покинули Мурманск 16 ноября. Как рассказывали очевидцы, над палубами уходящих союзных кораблей, где стояли английские пилоты, пронеслись “харрикейны” под командованием Героя Советского Союза капитана Бориса Сафонова. Причем сделано это было с особенным шиком – североморцы летели строем “Hendon Formaggers”, которому их научили британцы. Это было и прощание с союзниками и в то же время знак признательности за новую технику и помощь в ее освоении.

Не замедлили и награды. Уже в конце ноября четверка английских асов – командир крыла Рэмсботтом – Ишервуд, комэски Рук и Миллер, а также сержант Хау были награждены орденами Ленина, которые им вручили в марте 42-го. Сделал это, как мы уже знаем, советский посол в Лондоне Майский. Позже – орденом Красной Звезды – наградили и командира группы техобеспечения лейтенанта-инженер Гиттинса.

Дмитрий КОРЖОВ, член Союза писателей России

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2014/09/05/krylatye-souzniki-prosanie-s-sikom

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

Все новости Мурманска и Мурманской области >>