
Мурманск
Кольский полуостров, Северо-Запад России
История живописи через цветы
Опубликовано2457 дн. назад
В Мурманск приехала экспозиция из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Уникальный подарок Мурманску к его 100-летнему юбилею сделала Государственная Третьяковская галерея – специально по заказу регионального комитета по культуре и искусству и областного художественного музея сотрудники столичного музея составили экспозицию «Формула цветка». Название выставки взялось не просто так. Лейтмотивом послужили строки из стихотворения Марины Цветаевой, в котором говорится о том, как рождается творчество. Так и во время знакомства с экспозицией, которая уютно разместилась в большом выставочном зале художественного музея, можно проследить историю изображения цветов на протяжение XVIII – XX веков согласно вкусам, моде, стилям и веяниям времени.
— Поскольку выставка является подарком на день рождения, цветочный мотив очень актуален, – рассказала сотрудник Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Светлана Усачева. – «Формула цветка» дает возможность показать северянам особенности коллекции нашего музея и развитие русского искусства в XVIII – XX веках. Здесь собраны произведения, написанные в разные эпохи, в разных направлениях и жанрах. Натюрморты, портреты, пейзажи, жанровые произведения – во всех них цветы играют свою роль.
Более 50 полотен привезли в Заполярье в фуре, в которой поддерживается специальный температурный режим. Каждая картина во время смены «прописки» находится в отдельных климатических ящиках, где также поддерживается определенный уровень тепла. Кроме того, при составлении экспозиции сотрудники Третьяковки учитывали кубатуру выставочного зала, его размеры. Но самым главным условием стала сохранность картин. К слову, 53 работы художников – это довольно большое число, обычно по городам России и за рубеж везут 25-40.
Самые ранние полотна, представленные в художественном музее, написаны в 1766 году и принадлежат Владимиру Боровиковскому. Самые поздние – кисти Ирины Старженецкой, созданы около десяти лет назад. Среди авторов есть широко известные имена, чьи работы являются визитными карточками Третьяковской галереи или основное время хранятся в фондах, и редко кто из посетителей может их увидеть. Также на «Формуле цветка» предоставлена возможность познакомиться с полотнами мастеров, фамилии которых известны только истинным поклонникам живописи.
Наряду с картинами классиков – Ивана Шишкина, Василия Сурикова, Ильи Репина – в экспозиции собраны произведения представителей авангардных направлений ХХ века: импрессиониста Константина Коровина, футуристов Андрея Гончарова и Михаила Ларионова, редкого мастера, работавшего в основном в жанре социалистического реализма, Василия Рождественского.
— Такие разные по своим жанровым предпочтениям, при изображении цветов они раскрываются как мастера натюрморта, пленэра. Чувствуется, что художников ничто не сковывает, они могут выразить себя, – продолжила Светлана Владимировна. – К примеру, работа «Мокрая терраса» Александра Герасимова, который писал портреты Иосифа Сталина и Климента Ворошилова, создал полотно, завоевавшее Гран-при в Париже. Он писал «Мокрую террасу» для себя, за очень короткий срок, хотел выразить свой живописный темперамент.
Надо заметить, натюрморт среди художников ХХ века был не очень популярен. Но все же представлены и работы в этом жанре. Вот картина Таира Салахова, на переднем плане которой мы видим цветы в вазе, стоящей на окне, а за ним – дом, люди. Сложно сказать, какой город изобразил автор, да это и не столь важно. По мнению специалистов, это полотно – жемчужина того времени, 60-х годов прошлого столетия. На фоне урбанизма серого бетонного здания – красные яркие цветы. Или взять картину Виктора Мельникова «Верочка». Художник изобразил свою дочь, сидящую за столом на даче. При взгляде на это полотно невольно возникают ассоциации с «Девочкой с персиками» Валентина Серова.
— На выставке представлены и концептуальные работы, – сказала Светлана Усачева. – Например, три полотна, объединенных под одним названием «Письма моих родителей» Ирины Старженецкой. Самих писем мы не видим, только маки, ирис и лилейник. Автор использовал цветы для выражения внутренних эмоций, они стали поводом показать нечто важное для художника. Словом, представители флоры являются богатым полем для экспериментов живописцев. И в результате перед нами предстает широкая картина развития русской живописи.
Работы более ранних авторов, писавших в XVIII – XIX веках, отличаются от картин их последователей. Чтобы посетители музея смогли лучше почувствовать разницу, полотна развешены по эпохам. Так, висящие друг напротив друга натюрморты вроде и написаны в одном жанре, однако очень разнятся. Фома Торопов, творивший в середине XIX века, стремился изобразить фрукты, овощи, цветы, но в первую очередь создать имитацию натуры. А Петр Кончаловский, изображая сирень в корзине, показал свое умение писать жирными мазками.
— В этом и есть отличие классических художников от современных, – сказала Светлана Усачева. – Первые писали в традиционной манере, стремились ее сохранить и развить, а вторые хотели показать свою живописную манеру, ее уникальность. Посмотрите на натюрморт мастера второго плана Ивана Хруцкого. Сюжет очень простой: цветы в стакане, дыня, персики, виноград и клубника в корзинках. Единственный экзотический фрукт на картине – лимон с нарезанной спиралью кожурой. В этой детали, кстати, чувствуется влияние голландских мастеров живописи. Невольно возникает желание протянуть руку и взять со стола один из фруктов.
К слову, художники находят на своих картинах место для цветов не только в натюрмортах и пейзажах. Вполне уместно использовать представителей флоры и при работе над портретами. Взять для примера «Ментора» Ильи Репина. Это прелестная женщина, пианистка, сидящая рядом с музыкальным инструментом. На нем стоит ваза с не менее прелестным букетом. И героиня, и цветы активны. Перед нами предстает дама-цветок. Совсем иная девушка на другой картине Ильи Ефимовича. Одна из рода Мамонтовых изображена вполоборота, у нее нежные цветы в волосах, они служат украшением.
Нечто схожее мы видим на портрете великой княжны Александры Павловны работы Владимира Боровиковского, написанном в середине XVIII века. Дама изображена в парадном платье, все довольно канонично, но на голове у нее – венок из роз. Благодаря этому получается эффект превращения девушки в принцессу, в полубожество. Венок выступает, с одной стороны, как символ невинности, невесты, с другой – перевоплощает обычную даму в богиню цветов Флору.
«Сцена из римского карнавала» Василия Сурикова показывает нам совершенно другую роль цветов. Художник побывал в Италии и видел цветочный карнавал, после чего написал картину. Здесь девушка замахнулась в кого-то букетом, а другой летит в ее платье, плюс вокруг много цветов. Получился очень динамичный сюжет – цветочная баталия, зрители могут сами домыслить, что происходило в действительности.
Сегодня в областном художественном музее состоится торжественное открытие выставки «Формула цветка». Полюбоваться полотнами живописцев северяне смогут до 27 ноября.
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201609164
Больше информации о: Ворошилов, Герасимов, Гончаров, Кончаловский, Коровин, Ларионов, Мельников, Репин, Рождественский, Серов, Сталина, Суриков, Торопов, Усачева, Художественный музей, Цветаева, Шишкин
↑ Куда сходить в Мурманске на неделе?
↓ В Мурманске после ремонта торжественно открыли сквер капитанов у здания тралового флота. Он известен своей музыкальной стелой, построенной в 1975 году
Новости Мурманска
0No feed items.
Все новости Мурманска и Мурманской области >>