A feed could not be found at http://www.arctic-tv.ru/flamework/mod_atv/rss/
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Какая война без сигарет и рома! / 2 ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Какая война без сигарет и рома! / 2

Опубликовано
1779 дн. назад

Окончание. Начало в номере за 27 ноября.

Да что там говорить, полагаю, в ту пору и драки между союзниками в итоге заканчивались миром, а порой и последующим совместным времяпрепровождением. А вот с руководством союзных войск подчас приходилось сложнее.

6 апреля при бомбардировке порта бомба весом в полтонны угодила в британский пароход “Дауер Хилл”, стоявший на якоре напротив Зеленого мыса, но не взорвалась: пробила палубу и зарылась в угольном бункере на глубине около шести метров. Бомбу выкопали, извлекли из бункера и разрядили трое специалистов пиротехнической партии МПВО совместно с моряками буксира “Кола” и несколькими матросами “Дауер Хилла”. Большая часть команды парохода ждала окончания работ на корме.

Работа по обезврежеванию бомбы продолжалась больше двух суток – 49 часов! Любопытная подробность, которую советские цензоры, кстати, по не совсем понятной причине вымарали из романовских “Причалов мужества”: капитан парохода все это время сидел в своей каюте, мирно потягивал коньяк, присланный ему из миссии по случаю такой вот незадачи, гадал на картах, втолковывая капитану порта, что его команда не умеет обращаться с невзорвавшимися бомбами, а сам он фаталист, так как раза четыре уже должен был сгинуть на этом бедовом судне в самых разных передрягах, но Бог всякий раз спасает. Полагаю, последняя фраза ребят из обллита и смутила. Однако вряд ли капитан “гадал на картах” – думаю, тупо пасьянс раскладывал.

В апреле продолжался подъем затонувшего в ковше между первым и вторым пирсами парохода “Оушн Фридом”, с которого первым делом английская миссия, невзирая на протесты капитана, распорядилась сгрузить навигационное радиооборудование, мебель, продовольствие, спасательные шлюпки, плоты, медикаменты, личное оружие и боеприпасы, и даже пароходный секстан. В общем, корабль раздели подчистую.

Между тем на “Оушн Фридом” еще оставалось ни много ни мало 300 тонн груза – танки, рации на автомобилях, каустическая сода, сортовая сталь, никель и так далее. Не сняв его, нельзя было и помыслить о подъеме судна.

Когда руководство порта обратилось к британской миссии, мол, “надо разгрузить, ребята”, представитель министерства перевозок Объединенного королевства Далглиш заявил, что это является обязанностью порта.

Однако разгрузка была невозможна, ибо “Оушн Фридом” раз за разом атаковали отряды британских мореманов, готовых растащить пароход на кусочки. Проблему решили просто: таможня установила у судна специальный пост и разграбление “Оушна” поутихло. После этого вслед за своей командой пароход покинул капитан Эдварио.

В итоге из Полярного прибыл старший английский морской начальник на Северном флоте адмирал Арчер, который осмотрел судно и заявил, что пароход будут восстанавливать и его нужно беречь.

Но команда “Оушн Фридом” была уже расписана по другим судам, и потому делать это пришлось порту. На пароходе установили вахту ВОХРы, а на дежурство у зенитных пушек встали артиллеристы СФ. Кстати, через несколько дней с борта союзного корабля они сбили фашистский бомбардировщик, что с восторгом приветствовали экипажи судов, что стояли у причалов порта.

Разгрузку судна, кстати, вели с помощью водолазов – они стропили грузы в затопленных трюмах. Что там было? Да чего только не было! В основном для войны в воздухе: пулеметы для самолетов, авиафотопленка, запчасти, техническая литература. Еще – сигареты и ром. Конечно, ну какая война без сигарет и рома! Занятно, но все это богатство не было обозначено документально к выгрузке в Мурманске. Узнав об этом, Далглиш тут же вильнул хвостом: заявил, что все это принадлежит английской миссии. На что ему справедливо заметили, что судно уже передано порту.

В итоге все обнаруженное передали Северному флоту. Но Далглиш не унимался: после разгрузки объявил, что предполагает и имеет на то полномочия ввести пароход в строй в Мурманске, ведет об этом переговоры с судоремонтными предприятиями и, таким образом, освобождает порт от заботы об “Оушн Фридом”. Ожидая новый караван, который было невозможно принять на оставшихся в живых причалах, порт предложил англичанам поднять “Фридом” до 28 апреля, после чего счел себя вправе любым возможным способом.

К концу апреля усилились бомбардировки. Должен был прийти новый караван, но не пришел. 30 марта британский премьер Уинстон Черчилль обратился с письмом к Сталину, где значилось, что после потерь караванов JW-52 и JW-53 он не считает правильным усилить охрану конвоев и рисковать своим флотом. В результате следующий караван ушел в СССР лишь в конце 1943-го. Полусгоревший Мурманск и его израненный порт получил передышку.

А “Оушн” подняли лишь в конце мая: пароход оторвали от грунта и буксирами отвели на другую сторону залива, где поставили на обсушку. Транспортировка была столь сложной – даже на акватории судно изгибалось так, что держали вахту на швартовых, чтобы немедля отдать их, если случится что-то непредвиденное.

Представитель британской миссии Мак-Грегор, который сменил к тому времени Далглиша, признал операцию мастерской.

Дмитрий КОРЖОВ, член Союза писателей России
Фото предоставлены Музеем Северного флота

http://vmnews.ru/novosti/hronika/2015/12/13/kakaa-vojna-bez-sigaret-i-roma

Больше информации о: , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>