A feed could not be found at https://bloger51.com/feed
Город-герой в мечтах и надеждах ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Город-герой в мечтах и надеждах

Опубликовано
3036 дн. назад

«Полярка» продолжает рубрику «К 100-летию Мурманска», где официальные лица, руководители различных структур и обычные граждане города-героя делятся своими планами и ожиданиями в связи с предстоящим юбилеем. Сегодня редакция знакомит читателей с мнением Почетного гражданина Мурманска, члена Совета ветеранов строительной отрасли, председателя общественной организации «Город-герой Мурманск» и, наконец, бывшего мэра заполярной столицы (1984-1989 годы) Владимира Горячкина.

— Когда английский писатель Герберт Уэллс брал интервью у Ленина, то назвал его «кремлёвским мечтателем», – начал издалека собеседник. – Я тоже Владимир Ильич, вы – в роли Герберта Уэллса. Давайте вместе помечтаем. Заметили, как сейчас, в период предвыборной кампании, ещё больше активизировались разговоры о Штокмане, Мурманском транспортном узле, Северном морском пути? Ожидания невиданного экономического взлёта Мурманской области длятся уже больше 20 лет. В советское время сюда приезжал министр Оруджев (Сабит Атаевич, министр газовой промышленности СССР, ещё ранее – заместитель министра нефтяной промышленности – Авт.) После его отъезда в заполярную столицу прибыли в большом количестве геофизики, геологи, морские геологи, биологи. Для их работы и проживания требовалось жильё, на что выделялись большие государственные деньги. Мы тогда полгорода застроили за счет нефтяников и газовиков. Я что хочу сказать? Тогда умели мечтать, обещать и делать. Мы возводили жилые объекты, пусть с задержкой на какие-то сроки, но строили многоэтажные дома. А сегодня – одна болтовня, вот в чём разница.

— Нужна ли столь грандиозная застройка заполярной столицы, какая велась 30-40 лет назад? На севере Норвегии, например, преобладают компактные поселения.

— Мурманск – самый большой город в мире за Полярным кругом. Это моя фраза, которую потом растиражировали. Да, в Норвегии – небольшие городки, а в Канаде вообще нет населённых пунктов с численностью больше тысячи человек. Но я считаю, если на Крайний Север пришли люди, пролившие столько пота и крови, вложившие в нашу землю массу труда, рассуждать о том, нужно это было или нет, цинично. И когда выступаю в школах, всегда говорю: «Ребята, где бы вы ни учились, какую бы профессию ни получили, всегда возвращайтесь в Мурманск, потому что вам здесь придётся делать то, чего не сделали мы и ваши родители».

— А что вы не успели сделать?

— Очень многое. Надо обновить новостроями город и снести «деревяшки». К 1986 году мы ликвидировали все бараки, переделали под дома квартирного типа. Прошло уже больше 30 лет, а деревянные дома всё стоят.

— По Мурманску развешены билборды с обещаниями снести «деревяшки» к 100-летию.

— Когда я был мэром города, мы разработали программу «Жильё», где это планировалось сделать к 1997 году. И выполнили бы своё обещание, потому что строили по 250 тысяч квадратных метров жилья в год. Было бы, куда людей из «деревяшек» расселить. Но тогда председатель облисполкома Владимир Николаевич Птицын засомневался в правильности выбранного пути. Убеждал, что новое поколение мурманчан должно видеть, в каких домах жили их родители, бабушки-дедушки. Он предложил на каждой улице оставить по 1-2 дома как исторические памятники, своеобразные музеи под открытым небом. Людей планировалось расселить в новые дома, а в «деревяшки» определить какие-нибудь конторы. Естественно, эти «музеи» планировалось поддерживать в приличном состоянии. Но гладко было на бумаге. Видите, что получилось? Никак освободиться от них не можем. При нынешних темпах строительства я не верю в расселение людей из деревянного жилфонда, по сути являющегося аварийным, к 2016 году. Раньше в Мурманской области строили порядка 150 жилых домов в год, по 70-90 квартир в каждом, а в прошлом году построили всего 4, в том числе в Мурманске – 1. И тот единственный трёхэтажный домишко сегодня разбирают, потому что разваливаться стал, не дождавшись окончания стройки.

— Молодежь сейчас стремится уехать с Севера, людей постарше тоже тянет в среднюю полосу и на юг. Если такая тенденция сохранится, появится вторичный рынок жилья, куда и можно будет переселить жителей «деревяшек». Разве нет?

— Когда я был мэром Мурманска, его население насчитывало 476 тысяч человек. Сегодня осталось 300 тысяч. Если ещё тысяч 150 северян вывезем, с кем останемся? В военных гарнизонах стоят пустые дома – кирпичные и каменные. Мурманск будет такой же? Нет. Я верю, что когда-то разговоры закончатся, и начнём заниматься делом. Для этого нужны инициативные люди, а что я вижу? Премьер Путин выступает на Арктическом форуме в Архангельске, говорит, что этот город – база освоения Северного морского пути. Архангельск, где порт замерзает, Мурманск обогнал, а мы благополучно спим «под шапкой». В городе на Двине прошел второй международный форум, посвященный освоению Севморпути, с участием руководителей ряда государств, включая российского премьера. А в Мурманске третий форум называется «Арктика для молодёжи». Опять будет болтовня. А где великие дела? Не забили ведь за последние 3 года ни одного гвоздя. Сравните, что обещали на первом форуме, и что сделали.
Я считаю, что Мурманск к своему столетию должен превратиться в уютный благо-устроенный город, с человеческими условиями для проживания. Вас устраивают цены в магазинах?

— Такие цены отмечаются по всей стране.

— Наверное, но я считаю, что на Крайнем Севере они должны быть значительно ниже – хотя бы, как в Финляндии. Обязан закончиться бардак с ЖКХ. Страшно местные газеты открывать – кругом одно воровство, а действенных мер никто не принимает. К 2016 году мурманчане должны платить за жилищно-коммунальные услуги 10% от своих доходов. При советской власти эта цифра была 6%, а сегодня – 60%. Нужно возобновить строительство жилья и для старожилов, и для молодого поколения, и для вновь приехавших на Север. Это должно стать городской программой №1, необходимо развивать строительную индустрию. И рыбную тоже. Пока на политическом уровне ведутся разговоры о благах Штокмана, нужно сохранять, что есть. Мы совершаем преступление, «выжимая» рыбаков из Мурманского рыбного порта, который они называют вражеским из-за огромного количества контролирующих органов, которые сложно прокормить. Один с сошкой – семеро с ложкой. Если сюда вернётся рыба – будет развиваться и переработка.

— Говорят, её развивать здесь нерентабельно из-за высоких тарифов и расценок.

— Почему в Белоруссии, в Бресте, где я бывал, – в регионе далёком от моря переработку развивать выгодно, а в прибрежном регионе – нет? Там работает известный крупный рыбоперерабатывающий комплекс «Санта-Бремер», куда сырьё завозится из разных стран – Перу, Канады, Испании, Португалии, российского Дальнего Востока. А цены на рыбопродукцию, которая продаётся, в том числе и в мурманских магазинах, дешевле, чем на российскую рыбу, не говоря уже о местной. Я спрашиваю: «Почему?» Будет переработка – появится рыбная мука, и возродится пушное звероводство. А то прохожу я мимо Ледового дворца, а там предлагают купить жене шубу, привезённую сюда из средней полосы. Разве в Мурманской области не выращивали норок, песцов, лисиц? Мы свои шубы и шапки не могли бы пошить? Новое производство – это рабочие места, заработная плата, с неё – НДФЛ в местный бюджет. И тогда Мурманск независимо от нефти и газа заживёт благополучно.

— Внешний облик города к столетию, вы считаете, изменится?

— Конечно. Если не будет больше дуболомных решений: вроде строительства в центре Мурманска гипермаркета «О’кей». Мы в советское время резервировали это место под, говоря по-современному, сити-центр. Хотели возвести 4-зальный Дворец культуры, перевести туда органы власти, много чего. Когда решение о строительстве гипермаркета ещё не было принято, я убеждал: не надо там ставить железную банку, не верьте этим ребятам, ничего они для мурманчан там полезного не создадут. И оказался прав. Вот будет развиваться Штокман, МТУ, а где расположатся офисные здания, отделы кадров и т.д., как вы думаете?

— Не знаю.

— А мне говорили, что собираются отдать под эти цели стадион «Строитель» или Центральный стадион профсоюзов. Объекты, мол, снесут, наобещав с три короба про скорейшее строительство ФОКов, которые придут им на смену. Неужели вы думаете, что олигархи согласятся возводить свои монументальные сооружения где-то на отшибе?
А ещё я ожидаю, что к 2016 году улицы города очистят от автомобилей. Вам не кажется, что Мурманск тромбирован транспортом?

— Согласна. А дороги города все разбиты этим самым транспортом. И как, по вашему мнению, можно разгрузить улицы?

— В Мурманске, по сути, есть только одна магистраль, которая идет с юга на север, и окружная дорога, которая позволяет уехать с севера на юг. Всё остальное – тупиковое. Нижнеростинское шоссе упирается в морской вокзал. Верхняя дорога идёт от улицы Книповича на север, а дальше – тоже тупик. Если мы не будем заниматься транспортом сегодня, то город встанет через 5 лет. Кстати, говоря о транспорте, не могу не вспомнить ещё один наш «мега-проект». Зачем-то придумали объединить три вокзала, сделать могучий переход с железнодорожного на морской и взять под колпак автовокзал. Дурь несусветная. Было население 500 тысяч человек в городе, стало 300 тысяч. Зачем «раздувать» вокзал, который справлялся с перевозкой пятисот тысяч?

— Регион подпал под федеральную программу реконструкции вокзалов. Надо, вы считаете, от денег отказаться?

— Достаточно реконструировать ж/д вокзал, а не возводить монстра в стиле Зураба Церетели. Но вернёмся к автотранспорту и дорогам. От морского вокзала можно пройти путепроводами через железную дорогу и выйти к перегрузочному комплексу апатита Мурманского торгового порта, на Нижнеростинское шоссе. Этот вариант очень сложный, трудоёмкий. Насколько он будет дорогостоящим, даже прикинуть некому. Все конструкторские бюро уничтожены. Улица Достоевского упирается в сопку Варничная. Я предлагаю пробить тоннелем эту сопку, чтобы выйти к Долине Уюта, к улице Зои Космодемьянской – и дальше на юг города. Так мы «разошьём» город – облегченно вздохнут люди.

— У нас нет денег на нормальный ремонт дорог, а вы говорите о прокладке новой трассы?

— Именно так. Если ты хочешь, чтобы у тебя был новый костюм, его надо купить, а не без конца штопать старый. Тоннель получится 800 метров длиной. В Скандинавии такие делают в течение года. Мне называли сумму, во сколько это обойдётся, – 300 млн рублей. Однако в ОАО «Апатит», у которого есть опыт строительства туннеля, правда, не с асфальтовым покрытием, а с железнодорожными путями, оценивают такой проект в 900 млн рублей. Очень дорого, но делать всё равно надо. Далее. Нужно строить парковки, лучше – подземные, предусмотренные при строительстве новых многоквартирных домов. В Швеции, в Лулео я видел парковку, «загнанную» в многоэтажный дом. Автовладельцы ставят туда машины, заезжая на верхние этажи по спирали. Норвежцы строят многоэтажные гаражи в заброшенных карьерах. На юге Мурманска есть огромный карьер, куда можно «бухнуть» все городские машины.

— На такие объекты, как я понимаю, должен быть муниципальный заказ.

— Я об этом и говорю – должна быть умная голова в Мурманске, которая за всё отвечает и любит свой город. А для души я хотел бы, чтобы у нас, наконец, отдали дань женщине, жене моряка, поставив ей памятник. Да, я говорю о проекте «Ждущая». Мурманский поэт Виктор Тимофеев написал об этой мечте ещё в 80-е годы. Я прочитал его стихотворение и проникся. В мире подобные памятники есть, а в России ещё не было. Но в те годы воплотить мечту в жизнь не успели. Сегодня по инициативе известного строителя, Почетного гражданина Мурманска Бориса Наумовича Веллера удалось провести конкурс, отобрать проект и заручиться соответствующим решением мэрии. Возведение памятника «Ждущей» обойдётся в 5 млн рублей. Строиться он будет на добровольные пожертвования населения. Планировали в 2012 году поставить этот памятник чуть дальше от ресторана «Встреч», вниз с горки, ближе к берегу Кольского залива. Но пока получилось собрать только 160 тысяч рублей. Отсутствует информация о проекте, никто рекламой не занимается, никому, видимо, это не нужно. А ведь памятник может стать ещё одним символом Мурманска. Таким, как и футбольная команда «Север», у которой до сих пор нет крытого стадиона, на котором можно тренироваться круглый год и добиваться хороших спортивных показателей.

— Спасибо за беседу, Владимир Ильич, надеемся, что ваши ожидания оправдаются.

http://www.polarpravda.ru/poslednie_novost/?newsid=958&page=10

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>