XML error: Undeclared entity error at line 1, column 681
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Подвиг мурманских портовиков ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Подвиг мурманских портовиков

Опубликовано
3244 дн. назад

Далеко еще было до победы, а в Мурманске уже думали над тем, как сохранить память о подвиге защитников Кольского полуострова. В 1943 году начали собирать материалы для будущего музея Северного флота, а в 1944-м было принято решение о создании музея обороны Заполярья. Последний так и не был открыт, как не был осуществлен и проект парка Победы с памятниками и выставкой боевой техники. Город лежал в руинах, а участникам недавних событий казалось, что впереди еще долгая-долгая жизнь.

Ключевой объект

Впрочем, первый послевоенный памятник был открыт в Мурманске уже спустя три месяца после Дня Победы. И был он поставлен не в честь солдат Карельского фронта, моряков Северного флота или летчиков. На скромном деревянном обелиске, сооруженном рядом с местом, где спустя два десятилетия появится здание морского вокзала, была сделана надпись: “Портовикам, погибшим от вражеских бомбардировок порта в период Великой Отечественной войны”. В 1967 году здесь же взамен временного обелиска был открыт обновленный памятник.

Такое внимание к заслугам портовиков не было случайным. Именно Мурманский порт в годы Великой Отечественной войны стал ключевым объектом, во многом определявшим характер войны в Заполярье. Но что он станет таковым, трудно было предположить накануне и даже в первые месяцы войны.

С началом боевых действий на Мурманском направлении работа порта ограничилась обеспечением воинских перевозок, в том числе переправы через Кольский залив до Мишукова, откуда бойцы 14-й армии уходили к линии фронта. К тому же в октябре 1941 года Мурманск оказался отрезанным от центра страны. Участок Кировской железной дороги от станций Масельской и Повенец и южная часть Беломорско-Балтийского канала были захвачены финскими войсками. Эвакуировавшееся из прифронтовой области население следовало до Кандалакши, откуда продолжало свой путь по Белому морю. Готовясь к осаде, руководители города постарались вывезти всех “лишних”: детей, неработающих или работавших на закрывающихся предприятиях. Вместе с людьми вывозили оборудование. В том числе портовые краны, в которых нуждался Архангельский порт, куда стали приходить союзные конвои.

Приближалась зима, угрожая повторением ситуации, сложившейся в далеком 1915 году. Тогда иностранные суда, идущие в Архангельск с военными грузами, остановленные льдом в горле Белого моря, были вынуждены зазимовать в Кольском заливе. С этого и началось строительство нашего города. Теперь, зимой 1941 года, Мурманскому порту опять было суждено сыграть роль дублера Архангельска.

В декабре была достроена железнодорожная ветка от Беломорска до станции Обозерской и стало возможным сообщение между Мурманском и Вологдой. Комиссия Государственного Комитета Обороны обнаружила, что к этому времени Мурманский порт был фактически законсервирован: склады закрыты, краны и портовое оборудование отправлены в Архангельск и Кандалакшу, рабочие эвакуированы или ушли на фронт.

11 января 1942 года в Кольский залив пришел первый союзный конвой PQ-7. Накануне в Мурманск приехали рабочие из Рязанской области и Архангельска. Производительность труда на разгрузке оказалась невысока. Несмотря на помощь Северного флота и рыбного порта, выделивших оставшиеся в Мурманске механизмы, преобладал ручной труд. Среди тысяч рабочих, прибывших в заполярный край, преобладали неквалифицированные грузчики и даже люди, не подлежавшие мобилизации из-за физических недостатков. Необходимо было не только организовать работу в условиях заполярной зимы и полярной ночи, усугублявшейся затемнением города, но и обеспечить элементарные условия для приехавших: жилье, продовольствие, снабжение теплой одеждой. Были включены все возможные способы повысить результативность работ: обучение кадров, переход на сдельную оплату труда, дополнительные “папанинские” пайки (введению их немало поспособствовал представитель ГКО И. Д. Папанин). Впрочем, не менее эффективными оказывались различные формы соревнования и ударничества. На время прихода конвоев к работам привлекались военнослужащие 14-й армии и Северного флота, а в 1943-м в порту был сформирован специальный сводный грузовой полк.

По мере расширения перегрузочных работ жизнь прифронтового Мурманска все более ориентировалась на обеспечение работы возрожденного порта.

Под градом пуль…

Сложно назвать портовиков тружениками тыла. Дело не только в близости линии фронта и работе под постоянными ударами вражеской авиации. Теперь уже не порт помогал фронту, а фронт обеспечивал работу порта, ставшего главной целью противника на правом фланге советско-германского фронта. Отчеты о работе порта, содержащие сведения о бомбежках, мало отличаются от сводок боевых действий.

За годы войны 360 портовиков были награждены орденами и медалями, в том числе боевыми – Красной Звезды и “За отвагу”. Совсем по-фронтовому звучит “Наградить посмертно”. Среди награжденных орденами числятся погибшие в порту главный инженер пароходства А. А. Овсянников, грузчик Г. Г. Коблов, водопроводчик В. Г. Башклеев… А с чем, кроме подвига летчика А. П. Маресьева, можно сравнить возвращение на рабочие места после тяжелейших ранений лебедчицы М. И. Вагановой и главного инженера В. В. Басаргина?

Последний союзный караван пришел в Мурманский порт уже после Победы – 22 мая. За годы войны порт переработал 351 судно, перегрузив два с половиной миллиона тонн грузов, две трети из которых составляли союзные перевозки. Что могут сказать сейчас эти сухие цифры? Порт выполнил свою задачу, ленд-лизовские грузы бесперебойно разгружались и отправлялись по железной дороге, являясь значительным подспорьем в снабжении фронта. За годы войны Мурманский порт четыре раза награждался переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны, а после войны знамя было передано порту на вечное хранение.

Подвигу мурманских портовиков посвящены книги и газетные статьи, о них вспоминают в дни торжеств и юбилеев. Приближается День Победы, и опять будут произнесены строки Роберта Рождественского: “Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!”. Важно увековечить имена погибших. Важно поставить памятники и написать книги. Но книгу надо хотя бы прочитать, а камень монумента холоден и молчалив, если людьми утрачено чувство сопричастности.

Не уверен, что поколениям, живущим теперь, выпадет хоть малая часть тех испытаний, которые вынесли наши предшественники. Кажется, что в современной жизни уже нет места массовым подвигам. Сейчас важно не только знать и понимать, но более – чувствовать, что определяло поступки жителей военного Мурманска. Вряд ли рассуждали они о высоких целях, когда, спасая других, жертвовали своей жизнью, бросаясь в рушившиеся дома и горящие вагоны.

2 августа 1945 года одновременно с открытием обелиска, увековечившего подвиг портовиков в годы Великой Отечественной войны, был установлен памятный знак в честь 30-летия самого порта. Организаторы торжеств сознательно приурочили открытие памятника к условной дате рождения порта. Разные времена, разные люди. Одни строили, другие защищали и восстанавливали. В эти переломные периоды, когда здесь, на краю России, решались задачи, важные в масштабах всей страны, разворачивалось новое строительство, возникали и росли новые города. Возможно, именно чувство сопричастности к большим свершениям, осознание значимости общего дела формировали из тысяч людей, в силу разных обстоятельств заброшенных в этот суровый край, новую общность – мурманчан.

В следующем году Мурманский торговый порт отметит свое столетие. Это не просто юбилей предприятия – сто лет назад произошло событие, кардинально изменившее ход истории Кольского Севера. Порту обязан Мурманск своим рождением. Памятником тем, кто строил, возрождал и защищал порт, стал сам Мурманск – город, живущий вопреки обстоятельствам.

Дмитрий ЖАЛНИН, кандидат исторических наук

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2014/05/08/podvig-murmanskih-portovikov

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>