fsockopen error: 
Сто оттенков гранита. Если к камню приложить умелые руки... ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто оттенков гранита. Если к камню приложить умелые руки...

Опубликовано
1058 дн. назад

— Когда выбиваешь на граните икону, почему-то много думаешь на отвлеченные темы. О бренности жизни, наверное. Не умею я на такие темы объясняться! – смущенно улыбается мурманский художник Сергей Петухов, уже два десятилетия потихоньку высекающий в граните репродукции древнерусских образов.

Камень жучку не по зубам

Вот вполне законченная икона святого Алексия. Она не только вручную выбита в камне при помощи килограммовой кувалдочки и скарпели – маленького зубила с победитовой напайкой, но и окрашена несмываемыми акриловыми красками и оправлена в покрытый сусальным золотом оклад.

— Вечная икона. Не рассохнется, как деревянная, и жучок ее не съест, – утверждает мастер.

Заказывают такую каменную православную живопись в основном иногородние храмы – из Коломны, Егорьевска, Подмосковья. Сейчас в работе икона Георгия Победоносца, и Сергей Петухов после эскиза зубилом на граните прорисовывает мелкие детали ручной электрической гравировальной машинкой.

— Икона на камне – это по сути репродукция с деревянного оригинала. Вполне возможно сделать на граните даже «Троицу» Андрея Рублева. Я в молодости пытался писать иконы маслом на холсте в подарок знакомым, брал за основу картинки из редкой по советским временам академической книги «Русские иконы».

Петухов – коренной мурманчанин. Уже в школе немножко рисовал, но учиться пошел на токаря в ГПТУ № 12. После армии же устроился художником-оформителем сначала в магазин в Северном Нагорном, а ровно 30 лет назад перешел в горбыткомбинат на должность художника по камню.

— В трудовой книжке эта специальность называлась «каменотес», и мы получали доплату за вредность, потому что дышали каменной пылью. Инструмент для работы тогда в магазине было не купить. Заказывали у спецов на одном из мурманских заводов. Те вытачивали из стали десяток заготовок разного диаметра и напаивали на них пластины победита – сплава вольфрама и кобальта, не намного уступающего по твердости алмазу. Сейчас-то – разлюли малина – у каменотесов станки с числовым программным управлением! Вставляешь фото в компьютер, и станок сам вырезает рисунок. Только вот руками бьешь глубже! – поясняет хитрости мастерства один из старейших заполярных каменотесов.

Он до сих пор использует вроде бы морально устаревшую ручную набивку рисунка на граните. Таких художественных консерваторов на Кольском полуострове осталось еще один-два, старые мастера ушли в мир иной. На днях Сергею Петухову стукнуло 53 года, но художников по камню младше себя он что-то и не припомнит.

— А какой камень вы используете в работе?

— Спросите лучше у нашего руководителя, Анна Сергеевна в камнях дока!
Палитра – под ногами

Директор компании Анна Новожилова несколько десятилетий занимается камнем, после института училась тонкостям на знаменитом Воскресенском камнеобрабатывающем заводе под Москвой под руководством доктора технических наук, члена-корреспондента Академии наук Юрия Киселева.

— Вот посмотрите, какой декоративный столик в виде палитры изготовили наши мастера, – рассказывает она. – Семь цветов применяемого нами камня на столешнице из бежевого итальянского мрамора «розалия».

— И что за «самоцветы» изображают разные краски?

— Три образца гранита с Кольского полуострова. Черный – габронорит, темно-серый – амфибалит, а красный с серыми прожилками – кузреченский гранит. А вот этот чисто красный гранит – из Индии. Далее идут мраморы. Белый из Челябинска, там самый большой карьер в мире. Зеленый из Гватемалы. Коричневый из Италии. Но на этой палитре только малая часть применяемого нами в зависимости от задачи проекта.

На Кольском полуострове разведано более 50 месторождений поделочных камней, и некоторые из них уникальны.

Одно из них – шонгуйское месторождение «Диодорит». Когда оттуда послали серый с мелким рисунком гранит на выставку в Москву, немцы, увидев рисунок, прозвали его «перепелиное яйцо». Теперь вынь да положь им его!

На склонах Хибинских гор есть месторождение минерала эвдиалита. Настоящая известность к нему пришла в 1920-е годы после экспедиций прославленного академика-минералога Александра Ферсмана. Камень имеет неповторимую окраску – от буровато-красного до вишневого оттенка. Поэтому Ферсман в своих ученых трудах часто именовал эвдиалит «лопарской кровью», и образное название прижилось.

— А всего Кольский полуостров может выдать на гора граниты более ста оттенков. И если их умело полирнуть, то пальчики оближешь! – компетентно роняет Анна Новожилова.

Дело тихое и святое

Этой осенью мастера Алексей Веденеев и Евгений Федотов выточили из заполярного гранита флотскую офицерскую фуражку и кортик, которые были навечно положены на природный валун в Снежногорске в память о погибших недавно на глубоководной подлодке офицерах. Сусальное золото на гранитные символы военного моряка нанес художник Вячеслав Абрамов.

— Замечательный мастер Алексей Веденеев в цехе камнеобработки со дня его основания. Мы с ним вместе ездили на обучение в Воскресенск, он награжден почетным знаком «Горняцкая слава» третьей степени, – говорит Анна Новожилова. – И, к слову, его непосредственный руководитель Михаил Ейбог – лауреат серебряного знака «Горняк России», а на днях Михаилу Александровичу вручен знак отличия в области строительства и архитектуры Мурманска.

Награда далеко не случайна. Мастера цеха к столетию города изготовили из северного гранита стелу «Мурманск – город-герой» высотой 11 метров, вставшую на Пяти Углах, смонтировали гранитную брусчатку вокруг памятника Анатолию Бредову, изготовили памятные знаки «Труженикам военного Мурманска» возле Алеши и «Покорителям Арктики» на улице Челюскинцев, постамент под скульптуру «Умеющим ждать» на берегу Кольского залива, выполнили облицовку крыльца областного Дворца культуры им. Кирова, входной группы отеля «Меридиан» и универмага «Волна».

А всего на счету здешних камнерезов более 120 монументальных объектов по всей области. Видели в Долине Славы мемориальный комплекс из красного и черного гранита с картой наступления Красной армии? Тоже их работа.

А вот мрамор – более мягкий материал, его чаще применяют для внутренней облицовки зданий и украшения интерьеров. И тут мало кто сравнится с Юрием Таракановым, большим мастером по вытачиванию декоративных ваз, шаров, подсвечников, балясин для перил лестниц.

— Природа создала для людей камень, а мы делаем для вас красоту! – улыбается Анна Новожилова.

…Искусство художника-камнереза Сергея Петухова не терпит суеты. Икона – дело тихое и святое. Резец, молоточек и никакой электроники. На граните вечный Георгий Победоносец пронзает вечного библейского змия.

— Вы верующий?

— Крещеный. Родители в советское время, не афишируя, окрестили младенца на всякий случай… А уж Господь разберется.

http://www.mvestnik.ru/hobby/sto-ottenkov-granita/

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items. Все новости Мурманска и Мурманской области >>