A feed could not be found at http://news.yandex.ru/Murmansk/index.rss
Место для мурманского порта определила молодежь ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Место для мурманского порта определила молодежь

Опубликовано
255 дн. назад

Несмотря на то, что Мурманск был основан совсем недавно по меркам историков, краеведы Заполярья до сих пор продолжают делать открытия, касающиеся возникновения нашего города. Источником новых фактов стали столетние документы и фотографии из семейного архива одного из «родителей» мурманского порта Валериана Ляхницкого. Их предоставил северянам его внук Юрий Сергеевич.

Как Зеленый мыс перестал быть зеленым

Уникальные материалы стали основой для книги «Начало большого пути: Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт» об истории основания порта в Кольском заливе. В марте она вышла в свет при поддержке руководства Мурманского морского торгового порта. Книга содержит ранее не публиковавшиеся фотографии и воспоминания Валериана Ляхницкого, факты из истории мурманского порта в годы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, рассказывает о его послевоенном восстановлении и о современных достижениях коллектива АО «ММТП». Среди фотографий Ляхницкого, начальника Управления портовых изысканий на мурманском побережье, есть не только снимки рабочих моментов, но и портреты изыскателей, поморов, саамов, моряков, а также пейзажи мурманского побережья.

Потомки основателей мурманского порта Юрий Ляхницкий и Владимир Наливайко (внук Георгия Яковлевича Наливайко, заместителя Ляхницкого) приехали в Мурманск из Санкт-Петербурга на презентацию уникального альбома и удивили мурманчан, сообщив, в каком возрасте их деды решали судьбу мурманского порта. Валериану Ляхницкому в 1916 году был 31 год, а Георгию Наливайко – всего 25! В таком возрасте они обладали всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы определить судьбу не только порта, но и будущего города.

– Наша компания имеет неоспоримые преимущества на мировом рынке благодаря тому, что место основания порта было определено стратегически верно! – подчеркнул Александр Масько, генеральный директор АО «ММТП». – Современное поколение портовиков гордится изыскателями, которые нашли защищенную от ветров незамерзающую гавань с большими глубинами. Их первая схема порта почти полностью соответствует нынешней инфраструктуре.

Мурманские историки и писатели, которые готовили материал книги к публикации, обнаружили немало ранее неизвестных фактов. О некоторых из них рассказал Дмитрий Жалнин, кандидат исторических наук, секретарь Мурманского отделения Российского исторического общества, член Ассоциации исследователей Арктики.

– Десять лет назад Юрий Сергеевич Ляхницкий предложил сдать материалы семейного архива в краеведческий музей Мурманска и написать на их основе книгу, – вспоминает Дмитрий Евгеньевич. – Эта идея дошла до руководства Мурманского морского торгового порта, которое собрало творческую группу и выделило средства на издание.

Перед авторским коллективом стояла сложная задача – создать книгу и о Ляхницком, и о порте, с создания которого начиналась карьера выдающегося изыскателя. Читая книгу, можно проследить, как на протяжении века складывалась судьба Валериана Евгеньевича и мурманского порта.

Дмитрий Жалнин отметил, что отчеты Ляхницкого о работе, проделанной в Архангельске и Мурманске, – это не сухие факты и цифры, а энциклопедические данные с подробными описаниями, рисунками и фотографиями. Эти материалы и семейный архив изыскателя дали старт дальнейшему исследованию истории Мурмана.

– Просматривая фотографии, многие из которых были панорамными, мы нашли портрет Ляхницкого 1916 года с камерой, которая была сконструирована специально для съемки панорам, – рассказал мурманский краевед. – А снимки Зеленого мыса наконец раскрыли тайну его названия. Он весь был покрыт лесом, который исчез не из-за вырубки, а из-за крупного пожара, который Ляхницкий зафиксировал в 1920 году.

Дмитрий Жалнин нашел отгадки и на более серьезные загадки истории. Например, как объяснить, что команда Ляхницкого прибыла на Мурман в 1916 году, а первое судно – американский пароход «Дротт» – ошвартовалось у причала нашего порта годом ранее? Оказалось, что еще до начала масштабных изысканий в Кольском заливе был построен зимний дублер Архангельского порта. Последний не справлялся с объемом поставляемых грузов во время Первой мировой войны. Да еще и замерзал на зиму. В конце 1914 года была проложена железная дорога от Петрозаводска до Сорокской бухты (ныне – г. Беломорск), которую планировали продлить до одной из удобных бухт мурманского побережья.

Зимой 1915 года страна остро нуждалась во временном дублирующем порте на Мурмане, который с Большой землей соединяла бы железная дорога. Ляхницкий в то время работал в Архангельске, пытаясь найти способы максимально продлить навигацию в Белом море зимой. К тому моменту, когда он понял, что это бесперспективное занятие, в Кольском заливе уже соорудили временную пристань у железнодорожной станции Кола. Строительство полноценного порта в то время представлялось нецелесообразным, потому что место современного Мурманска справедливо называли пустынным краем.

Изыскатель-предсказатель

– Главной причиной развития северного берега Кольского полуострова было не решение о строительстве порта, а почти забытый проект освоения Мурмана, то есть его колонизации, – объясняет Дмитрий Жалнин. – Бывший преподаватель Ляхницкого – Всеволод Евгеньевич Тимонов – предложил обустраивать на Мурмане рыбацкие порты-убежища по примеру Норвегии, где в каждой бухточке есть поселок с пристанью и небольшой рыболовецкой фабрикой. В связи с этим в 1914 году начались изыскания по всему берегу Кольского полуострова, но их результаты так и остались необработанными.

Завершать эту работу пришлось Ляхницкому, параллельно подыскивая место для большого глубоководного порта. Сейчас, глядя на его проект, можно только удивляться, насколько точно молодой изыскатель предвидел развитие порта на 100 лет вперед. Работая в полевых условиях среди голых сопок, 30-летний Валериан задумывался, насколько порт сможет раздаться вширь. Вряд ли Александр Подстаницкий написал бы свои знаменитые строки «Город мой широкоплечий грудью дамб улегся на залив», если бы не изобретательный ум Ляхницкого. Выполняя задачу руководства, он представил отчет об изысканиях на участке, южный конец которого был в районе пирса нынешнего морвокзала. Но, думая на перспективу, руководитель изыскателей создал проект разросшегося на юг порта и оформил его в виде дипломной работы своих студентов, которые проходили практику, работая на Мурмане вместе с ним.

– На самом деле выбор места для мурманского порта был в определенной степени случаен, – считает Дмитрий Жалнин. – Самое удачное место для глубоководного порта с круглогодичной навигацией точно совпало с концом железнодорожной ветки. В истории нашего края очень много случайностей и совпадений, благодаря которым он живет и развивается вопреки многим факторам. Но этих судьбоносных совпадений не случилось бы без работы Ляхницкого, Наливайко и их соратников.

Творческую группу, которая трудилась над книгой «Начало большого пути: Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт» сформировало руководство АО «ММТП». Возглавил редколлегию книгоиздатель Александр Глухов.

– До этого проекта я ни разу не завершал работу над книгой за три месяца, – признался Александр Борисович. – Обычно на такое дорогое издание уходит в три раза больше времени, но книга удалась на славу, несмотря на то, что в нее вошли не все тексты и семейные фотографии, которые нам передал Юрий Ляхницкий. Я уверен, что эта книга будет очень востребована мурманчанами.

Один экземпляр, подписанный внуками изыскателей, Александр Масько, генеральный директор АО «ММТП», передал в администрацию Мурманска и еще четыре – в Мурманскую областную научную библиотеку. Через неделю с уникальными материалами смогут познакомиться все желающие.

– Нам очень важно, чтобы эта история сохранялась, чтобы связь поколений не исчезала, чтобы жители Мурманска знали, откуда все начиналось, – подчеркнул Александр Масько. – Сегодня мы достигаем достойных результатов благодаря тому, что знаем те высокие ориентиры, которые ставили наши предшественники.

https://vmnews.ru/novosti/2019/04/03/mesto-dlia-murmanskogo-porta-opredelila-molodezh?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>