A feed could not be found at http://www.hibiny.ru/news/rss.php
Точка отсчета города-героя ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Точка отсчета города-героя

Опубликовано
2110 дн. назад

Деревянный раритет

Валериан Ляхницкий и Борис Веденеев строили порты во многих городах России и СССР, но именно мурманский проект стал воистину уникальным. Англичане в газете «Таймс» написали, что Россия впервые получила «свободный выход в свободное море».

Летом 1915 года на месте будущего порта вовсю кипела стройка, возводились первые причалы. До дня рождения порта было рукой подать — уже 1 сентября здесь впервые ошвартовался у причала пароход «Дротт» под шведским флагом с американскими грузами для строительства железной дороги.

Однако, как подчеркивает ветеран торгового порта Юрий Шумилкин, и до «Дротта» в порт заходили суда, в том числе и иностранные, но все они вставали у временной отсыпной пристани. А потому официальным днем рождения порта принято считать именно 1 сентября, когда пароход смог встать к причалу.

Этот причал, к слову, жив и по сей день. Его чудом не коснулись реконструкции, он остался деревянным и еще наверняка помнит те сумасшедшие темпы строительства самого северного незамерзающего российского порта, которые объяснялись просто — шла мировая война, фронт ждал помощи от союзников.

В первую же навигацию в Романове-на-Мурмане выгрузилось уже 11 иностранных судов с оружием, техникой и продовольствием.

Борис Веденеев

Родился в Тифлисе. Занимался строительством портовых сооружений в Мурманске и на Дальнем Востоке. Разрабатывал план по электрификации России. Был одним из руководителей возведения Днепровской и Волховской ГЭС. За свой труд получил три ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени.

«Любовь» Ляхницкого

Поначалу главными тут были разведчики — геодезисты, геологи, гидрографы, топографы. Руководил группой талантливый петербургский проектировщик Валериан Ляхницкий.

Можно сказать, Ляхницкий начинал свой путь к будущему мурманского порта с Панамского канала, где он практиковался после окончания Санкт-Петербургского института инженеров железнодорожного транспорта. Изыскательская бригада Ляхницкого работала на берегу и в акватории залива. Замеры проводили с борта двухмачтовой яхты под названием «Любовь». Вскоре был дан ответ: Семеновы острова и гавань идеально подходят для порта — тут можно разместить до 60 причалов, у которых будут швартоваться любые океанские суда.

К слову, работа Ляхницкого была продолжена и после революции. Тогда все осложнялось Гражданской войной и интервенцией англичан, которые угрожали захватом Мурмана. Чтобы доставить материалы изысканий, Валериан Евгеньевич спрятал их копии в сапоги и так привез в Петроград.

Валериан Ляхницкий.

Ученый-портостроитель. Доктор технических наук, профессор. Действительный член Академии строительства и архитектуры Советского Союза. В 1914 году работал начальником Управления портовых изысканий на побережье Баренцева и Белого морей.

Танк Веденеева

После того как группа Ляхницкого определила точку на карте для мурманского порта, понадобился талантливый строитель, который бы сумел воплотить проект в жизнь.

Выбор пал на Бориса Веденеева, инженера-портовика. В 1915 году его перебросили в Заполярье аж из Владивостока. Там он также занимался строительством порта. Алексей Киселев, знаменитый мурманский краевед, говорит, что все отмечали его человечность, заботу о подчиненных, по тем временам ценные качества. В том числе и благодаря им портостроитель стал яркой фигурой и в истории мурманского порта, и в истории Мурманска.

О Борисе Веденееве сохранилось не много архивных материалов. Но об одном ярком факте мне рассказал ветеран Мурманского морского торгового порта Юрий Шумилкин.

Во время Великой Отечественной войны портостроитель получил Сталинскую премию. Сто тысяч рублей. И отдал все деньги для армии — на строительство танка.

Бляха — пропуск на работу

Разумеется, и Веденеев, и Ляхницкий думали не только о порте.

Они думали и о будущем красивом северном городе, о его инфраструктуре, его развитии. А пока порт окружали лачуги, сараи, строительные бытовки. В них жили портовые рабочие, которых нанимали по всей России. При найме рабочим вручался задаток до 10 рублей. Паспорта отбирали, взамен выдавали номерную жестяную бляху — пропуск на работу. И на каждого работника заводили расчетную книжку.

Легендарный колокол

Этот колокол, ориентируя суда, звучал в порту много лет. С начала прошлого века до начала 60-х годов его звон слышал весь Мурманск! Ветераны порта рассказывают, что во время Великой Отечественной войны один из снарядов отбил часть юбки колокола. Он был отремонтирован, а в 1962 году отправлен «на пенсию» — его работу заменила радиолокационная станция, установленная на Абрам-мысе.

Впоследствии легендарный колокол был переплавлен для барельефов памятника погибшим портовикам и навсегда остался на своем родном месте — берегу залива, встречая и провожая суда уже в новой ипостаси.

Место для родителей
Ветераны порта предлагают дать имена набережной и пирсу морского вокзала

Ветераны мурманского торгового порта обратились в администрацию города Мурманска с предложением увековечить память Валериана Ляхницкого и Бориса Веденеева. Их поддержали представители десяти мурманских общественных организаций. В частности, общественники аргументировали свое предложение так:

«В прошлом году на высоком уровне состоялось празднование столетия нашего любимого города. И в средствах массовой информации, и во время многочисленных культурных мероприятий вспоминали много людей, внесших огромный вклад в развитие Мурманска. Но, к сожалению, забытыми остались отцы-основатели заполярной столицы. Те, кто в начале прошлого века определил точку на карте, где будет стоять будущий город-герой.

Речь идет об изыскателях и первостроителях порта и поселка Семеновское, который позже возвели в ранг города — последнего, основанного в Российской империи. Крестили уже рожденное „дитя“ министры и губернатор, их имена хорошо известны. Их, собственно, и показали во время театрализованного представления на главной площади города. И это здорово. Но все же хочется восстановить „справедливость памяти“ и вспомнить и о тех, кто родил это „дитя“. Похоже, в суете десятилетий мы их потеряли.

Совет ветеранов и совет музея торгового порта считают, что руководитель изыскательской партии академик Валериан Ляхницкий, определивший место строительства порта, и руководитель строительства портовых сооружений академик Борис Веденеев — родители нашего города, которые первыми пришли на восточный берег Кольского залива. Мы полагаем, что эти люди должны быть хорошо узнаваемы и публичны в исторической летописи города.

А для этого мы предлагаем набережной и главному пирсу морского вокзала подарить имена отцов-основателей. Имя Валериана Евгеньевича Ляхницкого присвоить набережной, а имя Бориса Евгеньевича Веденеева — главному пирсу.

На наш взгляд, не следует забывать, что дело этих людей вот уже больше ста лет служит верой и правдой нам, мурманчанам, и всей нашей стране. Эти люди оставили потомкам богатейшее наследство, возможно, и на века.

И еще. Мы думаем, для того чтобы подчеркнуть историческое значение и роль этих людей, следует установить мемориальную доску с краткими аннотациями и барельефами на стене морского вокзала.

Таким образом, это памятное место вкупе с легендарным атомоходом „Ленин“, памятником погибшим портовикам и музеем торгового порта станут артефактами основных событий прошедшего столетия и будут иметь глубокое познавательное и экскурсионно-туристическое значение.

Обнародовав этот исторический факт, возвращая имена первопроходцев из небытия, мы с вами восстанавливаем свое историческое прошлое, его полную хронологию и обогащаем память будущего.

Мы не преувеличиваем значение этих людей, а просто считаем, что у любого дела есть начало. Надеемся, что мурманчане и администрация города Мурманска поддержат инициативу ветеранов порта по увековечению памяти изыскателей и первостроителей — родителей нашего города».

Дело всей жизни
Внук Ляхницкого признателен мурманчанам

Внук Валериана Ляхницкого Юрий Ляхницкий живет в Санкт-Петербурге и этим летом планирует приехать в Мурманск, чтобы презентовать написанную им книгу о своем прославленном деде.

Юрий Сергеевич планировал приехать в заполярную столицу к ее столетию, но ему не позволил сделать это перенесенный инфаркт.

— Мурманск, мурманчане — первые, кто предлагает увековечить имя моего деда в названии набережной, — сказал Юрий Ляхницкий в интервью «Вечерке». — Валериан Евгеньевич занимался исследовательскими работами портов чуть ли не всего бывшего СССР, но мурманский проект стал для него, можно сказать, самой большой успешной работой, делом всей жизни. Я в составе геологической экспедиции бывал в Заполярье в 70-х годах, видел грандиозную панораму мурманского порта, был потрясен ею. Тогда не думал, что имя деда с десятилетиями подернется дымкой забвения. И сейчас очень признателен мурманчанам за то, что они продолжают о нем помнить, думают увековечить его имя и имя портостроителя Бориса Евгеньевича Веденеева.

http://vmnews.ru/gorod/murmanchane/2017/02/28/tochka-otscheta-goroda-geroia

Больше информации о: , , , , , , , , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>