A feed could not be found at http://news.rambler.ru/rss/Murmansk
Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Мурманские «Касатки» ~ Mурманск, город-герой! Новости, достопримечательности, памятники, бензин, Wi-Fi
100-летний юбилей г. Мурманска

100-летний юбилей
города Мурманск

Столетие Мурманска в официальных документах

Всё о столетнем юбилее г. Мурманска в 2016-м году

Мурманск — город-герой!

Мурманск

Кольский полуостров, Северо-Запад России


Сто страниц истории к 100-летию Мурманска: Мурманские «Касатки»

Опубликовано
2779 дн. назад

Продолжение. (Начало — Первые блины мурманского судостроя)

1929 год стал началом новой жизни для верфи деревянного судостроения вместе с началом массовой коллективизации, которая не минула и рыбаков Мурмана. Постройки и инвентарь на Халдеевом мысу были переданы только что образованному Мурманскому Интегралсоюзу. Его продекларированная задача звучала так: “организационно-хозяйственное обслуживание кооперированного населения, а также руководство местным рыбацко-оленеводческим населением и пришлыми рыбаками из других регионов”.

Против мелкобуржуазного уклона

11 января 1930 года при Мурманском Интегралсоюзе состоялось представительное совещание, где определялись типы и размеры судов, которые нужно строить для мурманских промыслов. Докладывал новый, а по сути, первый полноправный заведующий верфью Григорий Стрелков, с именем которого будет тесно связан подъем деревянного судостроения в Мурманске.

На этом совещании уже зазвучал разговорный стиль эпохи сплошной коллективизации. Было заявлено, что “мелкой посудой интересуются рыбаки с мелкобуржуазным уклоном, для которых рыбный промысел является подсобным. Они промышляют только в летнее время и только своей семьей. А другая часть рыбачества, считающая для себя рыбный промысел основным и работающая артельно, требует крупных судов, на которых можно промышлять и зимой, и в открытом море”.

Здесь же был рассмотрен проект бота типа “Касатка”, разработанный инженером Невским, который ранее был здешним представителем Регистра. Невский взял за основу популярное норвежское судно подобного типа, но существенно изменил обводы корпуса, достигнув тем самым большей остойчивости.

Проект был принят. Договорились изготовить модель и обсудить ее на конференции рыбацких уполномоченных при участии специалистов.

В феврале 1930-го после бурных дебатов по ряду становищ мурманского побережья общий выбор подавляющей массы рыбаков остановился именно на предложенной “Касатке”. И вскоре на судоверфи была заложена первая серия – четыре бота. Больше в эллинг не помещалось.

Строили первую партию “Касаток” хорошо, вдумчиво. На этой постройке учились кадры рабочих, отрабатывалось наиболее рациональное использование материалов. Лучше и надежнее делались крепления с расчетом удобств, легкости и быстроты проведения будущего возможного ремонта. Тщательно планировались помещения кубрика и машинного отделения с ходовой рубкой.

Уместно будет сказать о тогдашних заработках на верфи. Они были весьма скромными, но дело не только в этом. Мы привыкли к тому, что директору полагается оклад больший, чем у любого подчиненного ему специалиста. В описываемые годы было еще не так. Директор Стрелков получал 280 рублей в месяц, а механик по установке и ремонту моторов – 300. Столько же зарабатывал корабельный техник. А старший мастер – 275. Оплата строителей первых советских судов на Мурмане еще носила следы некоторой демократичности, что ли. Вскоре исчезнувшей.

Касаточка взлетела

Кстати говоря, первые проектировщики судна этого типа, вероятнее всего, назвали его “Косаткой”, охотницей морских просторов, но русскому слуху, а также сердцу оказалась ближе ласточка-касаточка.

Вот характеристики этих первых “Касаток”. Длина – 14,85 м. Ширина – 4,85 м. Высота борта – 2,28 м. Водоизмещение – 43 тонны. Грузоподъемность – 20 тонн. Материал – сосна, шпангоуты еловые. Две мачты, четыре паруса: кливер, грот, стаксель и бизань. На бот предполагалось ставить моторы Ижорского завода мощностью 30-35 л. с. Эти моторы успешно выдерживали плавания на Севере.

По окончании постройки и снаряжения первого бота под названием “Норд” были назначены испытания. Погоду нарочно выбрали непромысловую. Летней дождливой ночью 1930 года при ветре в 3-4 балла “Норд” вышел из Мурманска в Териберку, показав в пути хорошую ходкость и прекрасную управляемость. Идеально работал 35-сильный “Дейтц”, запуск которого производился сжатым воздухом, что особенно нравилось рыбакам, имевшим дело с “Болиндером”, который требовал на разогрев более получаса и отчаянно коптил.

В Териберке после осмотра бота рыбаками группа выборных – наиболее опытных рыбаков – вышла на пробный промысел при 6-балльном ветре и волнении.

“…выкидка сетей в море и при 6-балльном ветре и сильном волнении была произведена удовлетворительно: сеть не попадала под корму и не путалась. Бот был остойчив и воды на палубу не брал. Поворотливость и управление рулем отличные. Бот произвел первый вылов в 500 кг и промышлял в море один, так как остальные бота выйти не решились, оставались в становище”.

Так гласит акт комиссии Териберского кооперативного товарищества. Столь же положительные отзывы были получены во всех становищах, где побывал “Норд”.

Экзамен был сдан. В первый же месяц после испытаний верфь получила заказы от колхозов и артелей на 12 “Касаток”.

В клетушках, но с большевистской гордостью

Производственный план 1930 года молодое предприятие выполнило с честью, что хорошо видно из наказа судостроителей, данного новому созыву Мурманского (теперь уже окружного, а не губернского) Совета.

“Мы, рабочие и служащие верфи, в 1930 году организовали промысловое деревянное судостроение и доказали всем нытикам и маловерам полную возможность строительства. Несмотря на ряд трудностей, с какими нам пришлось встретиться в этот период, а именно: внеплановое снабжение верфи материалами и инструментами, отдаленностью от города, абсолютным вначале неимением жилищ для рабочих, мы все же добились тех результатов, которых ожидало от нас Советское правительство и наша партия. Мы построили в 1930 году 32 бота и отремонтировали ряд старой ветхой посуды, не имея даже настоящей кузницы и мехмастерской. Имели малоприспособленный эллинг и строили по большей части во временных клетушках. Но на всякие попытки международных хищников и империалистических агентов мы с еще большей энергией и сознательностью идем к социалистическому строительству нашей страны. И тем самым мы добьемся полной независимости от капиталистических стран в промысловом деревянном судостроении”.

Трудностей и вправду хватало. В связи с новой генеральной линией большевистской партии, направленной на социализм, ускорились управленческие перемены. В марте 1930-го Интегралсоюз, под крылом которого воспряла судоверфь, прекратил свою деятельность, не прожив и года. Его правопреемником, тоже, правда, недолговечным, стал Муррыбаксоюз. Полное его имя – “Мурманский окружной союз рыбацких промысловых товариществ и колхозов”. Смена власти – она, подобно переселению семьи с одной на другую квартиру, в любом случае на время выбивает из колеи. Именно из-за реорганизации были задержаны кредиты для верфи.

Реорганизация обострила и без того острые проблемы со снабжением. И хотя снабженец Сапальский Марьян Владимирович, который и для первого Товарищества был палочкой-выручалочкой, да и теперь оставался на высоте, обеспечивая верфь качественной древесиной (она поступала или сплавом по Туломе, или от Желлеса по железной дороге, для чего Сапальский то и дело мотался по станциям), да и не только древесиной, все умел добывать, но вот, например, обеспечение моторами из-за рубежа – это в режиме первой советской пятилетки оказалось вне компетенции славного добытчика.

Запросы растут

А задания, возлагаемые на верфь, тем временем бурно росли. В конце сентября того же 30-го от Ленинградского госторга на судоверфь приехал А. А. Жилинский, заведующий морскими зверобойными промыслами. “У нас всего четыре специализированных судна, сообщил он, и те мы закупили в Норвегии, что очень дорого, а нам до конца пятилетки понадобится еще 12 подобных судов. Ни один из отечественных судостроительных заводов за постройку зверобоев не берется. Поэтому, видя развитие Мурманской верфи, мы полагаем, что именно она могла бы включить в перспективный план изготовление судов такого типа.”

Стрелков ответил согласием, поставив обязательным условием тесный контакт с Ленгосторгом в деле подготовки производства.

А уже через две недели после этого разговора Стрелкова вызвали в Ленинградское отделение совнархоза, где сообщили о том, что в Мурманский край переселяют 2000 семей рыбаков – раскулаченных. Для того чтобы их в полной мере использовать на путине, нужно к весне 1931 года построить около 400 ботов. Какую часть из них к марту может поставить Мурманская судоверфь?

Как наша судоверфь ответила на эти запросы, чем окончилась судьба деревянного судостроения в Мурманске, – об этом мы расскажем в заключительной части “трилогии”.

Владимир СЕМЕНОВ, член Союза писателей СССР

Окончание — Синусоида мурманского судостроя
Начало — Первые блины мурманского судостроя

http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2013/03/22/murmanskie-kasatki-

Больше информации о: , , , , , , , ,



Новости Мурманска

0No feed items.

Все новости Мурманска и Мурманской области >>